Российским ритейлерам в мае удалось реализовать смартфонов почти на ту же сумму, что и за аналогичный период прошлого года. Если же считать по количеству проданных устройств, то продажи снизились на 4%, сообщили «Известиям» в GfK Rus.
При этом апрель для ритейлеров оказался провальным — на фоне массового закрытия магазинов выручка от продаж смартфонов была на 28% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Всего за апрель было продано на 24% меньше «умных» телефонов, отметила руководитель телеком-сектора GfK Rus Анна Шебек.
— Последние пару недель ощущаем, что ритейлеры возобновляют закупки, так как мы распродали все запасы товаров, нереализованных в апреле, — прокомментировал директор департамента «Мобильные средства связи» компании Павел Вьюков.
В дистрибуторе Merlion также наблюдают восстановление спроса и покупательской активности. По данным компании, в мае было продано на 20% больше смартфонов и аксессуаров к ним, чем в апреле.
На рынок оказало влияние поэтапное открытие торговых точек, адаптация покупателей к онлайн-заказам и тот факт, что отложенные покупки более ранних периодов пришлись именно на май, пояснила директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» Merlion Татьяна Скокова.
Доступно через интернет
Причина снижения спроса в апреле очевидна: временное закрытие торговых точек и снижение трафика в магазинах. Но в мае рынок начал восстанавливаться, согласен вице-президент по закупкам и развитию бизнеса компании «Связной» Михаил Догадин. По его словам, в последние два месяца можно наблюдать перераспределение продаж из дорогого сегмента в более доступный в связи со снижением покупательской способности населения, а также увеличение продаж через онлайн-каналы.В пресс-службе «Вымпелкома» (работает под брендом «Билайн») отметили, что за май ритейлер продал на 37% больше смартфонов, чем в апреле. На это повлияло ослабление режима самоизоляции в некоторых регионах и запуск закрытых ранее офисов, пояснили в компании. При этом к показателям 2019 года рынок в мае так и не вернулся, прокомментировали в «Вымпелкоме».
В «Мегафоне» наблюдают небольшой рост продаж смартфонов в денежном выражении в мае по сравнению с апрелем — на 12%. В компании также связывают его со снятием ограничений в некоторых регионах.
До выхода на докарантинные объемы бизнесу еще далеко, восстановление продаж будет зависеть от того, насколько быстро люди вернутся к обычной жизни, считает генеральный директор «Мегафон Ритейл» Андрей Левыкин.
МТС за май реализовал на 43% смартфонов больше, чем в апреле. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на мобильные устройства сократился всего на 1%, добавили в компании.
Во время самоизоляции покупатели стали чаще выбирать модели нижнего и среднего ценового диапазона (5–15 тыс. рублей и от 20–40 тыс. рублей соответственно), отметил руководитель департамента «Мобильная техника» в группе «М.Видео–Эльдорадо» Владимир Чайка. Средний чек два последних месяца снижался — в итоге на 2%, до 15,6 тыс. рублей, если сравнивать с прошлым годом, добавил он.
Рост продаж смартфонов Samsung в РФ в мае по сравнению с апрелем 2020 года составил около 80%, сообщили в компании. Производитель отметил смещение спроса в более низкий ценовой сегмент. Если в феврале и марте этого года пользователи предпочитали устройства стоимостью более 40 тыс. рублей, то в апреле наибольшее количество смартфонов было продано по цене 10–20 тыс. рублей. В Samsung пояснили, что увеличение продаж в мае можно объяснить тем, что большинство потребителей ожидают подорожания гаджетов в ближайшие годы.
По словам независимого эксперта рынка электроники Аркадия Маркарьяна, в мае был реализован спрос за предыдущие три месяца, когда китайские фабрики были сначала закрыты, а потом возобновляли свое производство. Эксперт пояснил, что до апреля российские ритейлеры торговали электроникой, отгруженной еще в декабре, кроме того, не появлялись в продаже новые модели смартфонов. Только в конце апреля начали приходить свежие поставки устройств, а крупные производители — Xiaomi, Samsung и Huawei — анонсировали новинки и снизили цены на прошлогодние линейки гаджетов.
У дистрибуторов после Нового года были минимальные запасы устройств. Кроме того, долгое время была закрыта почти вся офлайн-розница, за исключением единичных салонов связи, а интерес к старым моделям со стороны покупателей был минимален, пояснил Аркадий Маркарьян.
По мнению эксперта, всплеск продаж в мае не гарантирует ритейлерам успешный год. В 2020-м продажи смартфонов будут примерно на 18% ниже, чем в 2019-м, считает он.
Руководитель аналитического центра холдинга GS Group Александр Сурков, в свою очередь, считает, что колебания продаж смартфонов в апреле–июне обусловлены только потребительским поведением и никак не связаны с производителями. По его мнению, в апреле на снижение продаж повлияли ограничения перемещений граждан, в первую очередь в наиболее богатых агломерациях — Москве и Санкт-Петербурге. Сказался также и запрет на работу магазинов техники и общая неопределенность, в том числе с будущими доходами граждан.
— С одной стороны, существенно сократилась возможность выбирать и покупать, с другой — граждане предпочитали экономить. В мае все три фактора стали ослабевать, первоначальная паника прошла, население постепенно стало приспосабливаться к новым условиям, онлайн-торговля частично заменила офлайн, — пояснил эксперт.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отметил, что в мае всё еще были закрыты многие салоны, к тому же население экономит. Поэтому, по его мнению, по-настоящему всплеск спроса можно будет зафиксировать только по итогам июня. Но в этом году рынок смартфонов не восстановится до показателей 2019-го. Аналитик считает, что продажи просядут примерно на 13,5% к уровню прошлого года — до 26 млн штук.
Комментарии