Для профилактики сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска уже третий год работает программа обеспечения пациентов бесплатными лекарствами не только во время стационарного лечения, но также и дальнейшего наблюдения и лечения в поликлинике.
Программа стартовала в 2020 году, на бесплатные лекарства выделяется из федерального бюджета и направляется в регионы более 10 млрд рублей ежегодно. О том, как работает эта программа, «Российской газете» рассказали в Минздраве России.
В программу включили следующих пациентов:
перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
перенесших инфаркт миокарда;
тех, кому были выполнены операции по поводу сердечно-сосудистых заболеваний (например, стентирование коронарных артерий).
Все эти пациенты должны после выписки из стационара получать длительную терапию, чтобы не допустить повторного острого сосудистого события. На старте программы было решено, что бесплатные лекарства можно будет получать в течение года.
«В 2020 году необходимыми лекарствами — современными антикоагулянтами, антиагрегантами, гиполипидемическими, гипотензивными и антиаритмическими препаратами — было обеспечено 450 тысяч человек, 82,9% от числа пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением и имеющих право на лекарственное обеспечение. В 2021 году в программу вошли более 673 тысяч человек, а за 2022 год уже более 824 тысяч пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении, получили бесплатные препараты. Охват терапией в 2021-2022 годах составил 94,3 и 93,8%», — сообщили в министерстве.
Кроме того, в 2021 году срок лекарственного обеспечения был продлен до двух лет, чтобы повысить приверженность больных к продолжению лечения.
В прошлом году перечень лекарств для бесплатного обеспечения амбулаторных пациентов был дополнен еще восемью препаратами. «Это обеспечивает возможность выбора оптимальной медикаментозной терапии пациентов, страдающих хронической сердечной недостаточностью с низкой фракцией выброса левого желудочка в сочетании с ранее перенесенным острым сердечно-сосудистым событием», — отметили в министерстве.
Программа лекарственного обеспечения работает в рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Кроме того, в 2022 году был обновлен порядок диспансерного наблюдения за взрослым населением.
В результате в прошлом году количество пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, выросло на 39%, а летальность снизилась на 22% (по сравнению с предыдущим годом).
Как считает генеральный директор НМИЦ кардиологии имени Е.И. Чазова Минздрава России академик РАН Сергей Бойцов, и лекарственная программа, и более пристальное наблюдение за состоянием хронических больных очень важны. И большую роль в повышении приверженности пациентов терапии должны играть страховые организации, в обязанности которых, в числе прочего, входит оповещение людей о необходимости посетить врача в рамках диспансерного наблюдения.
«К сожалению, страховые медорганизации часто сосредотачиваются на взимании штрафов с медицинских организаций, причем большинство наказаний назначаются за ошибки при заполнении меддокументации и не оказывают прямого влияния на качество медицинской помощи, — говорит Сергей Бойцов. — При этом страховщики считают второстепенными и заслуживающими гораздо меньшего внимания такие важные функции, вмененные им в обязанности, как сопровождение пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи, их информирование и приглашение на диспансеризацию и профосмотры, напоминание о необходимости посетить врача пациентам с хроническими заболеваниями в рамках диспансерного наблюдения. Таким образом, вопрос прибыли, к сожалению, стоит в их приоритетах выше, чем реальная забота о здоровье граждан».
Увеличение охвата хронических больных диспансерным наблюдением, расширение программы бесплатного лекарственного обеспечения амбулаторных пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями являются сегодня приоритетным, подчеркнул Бойцов. Экспертное сообщество подготовило соответствующие предложения — они будут обсуждаться в рамках работы над проектом федерального бюджета.
Комментарии