Законопроект об основах регулирования деятельности маркетплейсов, закрепляющий права и обязанности владельцев таких торговых площадок и продавцов, внесен на рассмотрение Госдумы во вторник.
Его авторы, глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от партии «Единая Россия», предлагают ввести универсальные меры регулирования для всех маркетплейсов. При этом в пояснительной записке к документу отмечается, что сейчас торговые площадки имеют «неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы на агрегаторах информации на товары, в том числе в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону».Документ подразумевает выделение маркетплейсов в две группы в зависимости от своего экономического положения, в каждой из которых предусмотрены свои требования. Так, первая группа включает в себя единые для всех маркетплейсов требования: о размещении форм договоров с продавцами и владельцами пункта выдачи, о проверке продавцов и прочие.
Во вторую группу включены требования для маркетплейсов, при участии которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями за предшествующий год. Для этой группы предлагается установить такие ограничения, как запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции, условий о ценовом паритете, навязывания невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи, дискриминационных условий реализации товаров и других.
Еще одним ключевым положением законопроекта должен стать запрет на требование компенсации за возврат товара со стороны покупателя.
Также предлагается наделить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) полномочиями рассматривать дела о нарушении соответствующих правил в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
По действующему законодательству маркетплейсы обладают статусом платформенных агрегаторов — их функция заключается в демонстрации товаров. Но на деле онлайн-площадки выполняют роль посредников между большим количеством продавцов и покупателями.
Ранее в интервью «РГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что закрепить базовые практики работы маркетплейсов в законодательстве правильно. Но нужно искать разумный компромисс.
Комментарии