Авиаконцерн Airbus использовал российское сырье — качественный и недорогой титан. Теперь европейские авиапроизводители под давлением Вашингтона от этого отказываются, ищут других поставщиков. Это неизбежно приведет к росту издержек и утрате конкурентоспособности.
В течение месяцев
Легкий, прочный и тугоплавкий титан необходим для изготовления двигателей и шасси. Россия — давно ведущий игрок на этом рынке и проверенный поставщик высококлассного сырья по приемлемой цене
Американская корпорация Boeing уже разорвала связи. Европейской Airbus, разумеется, тоже этого не избежать. Причем, по словам главы оборонного и космического подразделения компании (Defence & Space) Михаэля Шольхорна, это «вопрос месяцев, а не лет».
«В настоящий момент мы по-прежнему закупаем определенную долю российского титана, однако, к счастью, находимся в процессе обретения независимости от этих поставок», — сообщил Шольхорн журналистам на ежегодной конференции Airbus в Мюнхене.
Он отметил, что при изготовлении военной техники сырье из России уже не используют, но для переключения гражданского самолетостроения на альтернативных поставщиков потребуется некоторое время.
Крупнейший в мире производитель титана — «ВСМПО-Ависма». По оценкам экспертов, эта корпорация обеспечивала до 40% потребностей Boeing и до 60 — Airbus.
Санкции против себя самих
В июне генеральный директор Airbus Гийом Фори на генассамблее Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Дохе призывал не накладывать эмбарго на импорт металла.
Его услышали: несмотря на весь санкционный раж, запрета нет до сих пор.
«А если Россия накажет Запад, прекратив поставки титана, это может погубить «ВСМПО-Ависма». Это одна из немногих сфер, где ни одна из сторон не заинтересована в изменении текущего положения дел», — аргументировал Фори.
Он отметил, что Airbus располагала запасом титана и титановых деталей на срок от шести до 12 месяцев. Кроме того, в первой половине года импорт из России нарастили, чтобы увеличить стратегический резерв.
Однако политика важнее бизнеса. И руководство европейского концерна все это время металось по миру в поисках альтернативных поставщиков.
Дефицит неизбежен
Помимо России, титан производят Япония, США, Китай и Казахстан. Проблема в том, что для аэрокосмической отрасли нужно премиальное качество, а такого сырья лишь восемь процентов.
Остальное идет в другие сферы. В частности, Китай и Казахстан специализируются на титановой губке и выпускают очень мало металла, подходящего для авиации. К тому же нужна сертификация, а это очень хлопотно.
По словам эксперта Французского института международных отношений Рафаэля Данино-Перро, авиастроители в первую очередь рассчитывают на Японию. Однако дефицит неизбежен.
Перро также обращает внимание на то, что разрыв с Россией означает отказ не только от самого титана, но и от сопутствующих технологий «ВСМПО-Ависма», которые высоко ценятся.
Комментарии