Центральный банк считает нецелесообразным пересмотр критериев допуска региональных банков к программе докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ). Это следует из письма первого зампреда Банка России Алексея Симановского, направленном в Ассоциацию региональных банков России (АРБР). В правительстве, однако, считают, что перечень региональных банков для участия в программе может быть расширен — после того как появятся результаты работы первой десятки региональных банков банков. Эта десятка вошла в перечень тех, кому решило выделить средства по программе Агентство по страхованию вкладов (АСВ): Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), Татфондбанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Запсибкомбанк, Международный банк Санкт-Петербурга (МБСП), Сургутнефтегазбанк, «Кубань кредит», Челябинвестбанк, Саровбизнесбанк и Первобанк.
Окончательное решение будет по мере поступления результатов
Перечисленные банки соответствуют определенным в июне кретериям: господдержку должны получить только системообразующие банки из регионов, собственный капитал которых на 1 мая 2015 года превысил 5 млрд рублей. Также доля кредитов, предоставленных кандидатами на участие в программе, выданных физлицам, за исключением ипотечных, не превышает 50% их активов. Именно эти критерии попросила в июле пересмотреть АРБР, обратившись в Центробанк. В письме председателя совета АРБР Александра Мурычева говорилось, что регулятор и правительство пошли по наипростейшему пути, отобрав для участия в программе ОФЗ только самые крупные региональные банки.
По мнению Мурычева, нецелесообразно ориентироваться на размер капитала местных банков, нужно учитывать их основные качественные показатели деятельности, чтобы решить задачу усиления поддержки экономики. АРБР предложила ЦБ расширить список участников, включив туда банки, которые: входят в систему страхования вкладов, относятся не ниже чем ко второй классификационной группе, присваиваемой Банком России (качество активов которых не вызывает у регулятора беспокойства), с долей государства в уставном капитале более 25%, с долей средств граждан менее 10% от общего объема обязательств банка. Ассоциация предлагает также исключить из претендентов на госпомощь региональные банки с долей кредитов предприятиям и населению в общем объеме портфеля банка менее 25%, а также с долей просрочки более 10% от кредитного портфеля. Также Ассоциация указывала, что 70% выдаваемых кредитов банки должны направлять на поддержку региональных субъектов экономики.
— Согласно проведенному ЦБ исследованию, 90% кредитов от банков, зарегистрированных за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, выдано именно в регионы, банки оказывают поддержку малому и среднему бизнесу (доля ссуд, предоставленных им, в портфеле региональных банков — 47%), — пишет Симановский. — Однако при формировании перечня региональных банков, которые могут претендовать на докапитализацию через ОФЗ, учитывалось следующее. Максимальный прирост кредитов экономике могут обеспечить прежде всего крупные региональные банки. Их докапитализация даст наибольший мультипликативный эффект — как в случае с федеральными банками, отобранными для участия в программе.
Тем не менее Мурычев заявил «Известиям», что такой подход лишает кредитной поддержки регионы.
— Участниками программы стало всего 10 банков, за бортом осталось более 200 местных кредитных организаций, которые тесно работают с предприятиями и населением, активно участвуют в региональных и муниципальных программах, не принимают на себя высокие риски, связанные с операциями на валютных и денежных рынках, — отметил Мурычев. — Помимо ЦБ, мы обратились в правительство пересмотреть критерии для региональных банков, расширить список участников программы по ОФЗ. Но ответа еще нет.
В аппарате правительства сообщили, что письмо АРБР находится на изучении.
Источник в правительстве сообщил «Известиям», что на данном этапе пересмотр критериев допуска банков к программе нецелесообразно: нужно оценить результаты работы первых 10 региональных банков, выбранных АСВ, и после этого решать вопрос о расширении перечня. Собеседник подчеркнул, что банки, которые будут использовать средства от государства нецелевым образом, лишатся выделенных денег и попадут под санкции ЦБ — вплоть до отзыва лицензии. Сейчас главная задача программы докапитализации — чтобы полученные банками-участниками деньги пошли на кредитование реального сектора экономики, добавил собеседник.
Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева, отмечает, что в условиях текущей макроэкономической ситуации основной задачей программы докапитализации банковской системы является поддержка системообразующих финансовых институтов с наибольшей долей рынка по активам и пассивам.
— При этом Минэкономразвития, учитывая значимость региональных банков, особенно в развитии реального сектора экономики регионов, предлагало критерии отбора региональных участников банковского рынка, учитывающие специфику их деятельности и уровень влияния на развитие субъектов РФ в целом. Вместе с тем, по нашему мнению, утвержденные Советом директоров ГК «АСВ» критерии отбора региональных банков (в том числе размер капитала 5 млрд рублей) для участия в программе докапитализации обеспечивают необходимый экономический эффект ее реализации и способствуют как поддержке ликвидности банковского сектора в кризисный период, так и увеличению объемов инвестиционного кредитования реального сектора экономики, созданию рабочих мест, реализации мер по импортозамещению и диверсификации российской экономики в целом.
Триллион кончился
АСВ также против расширения перечня: широкому кругу региональных банков попросту не осталось денег.
— Решением Совета директоров агентства одобрен перечень региональных банков для целей повышения их капитализации, в который вошли 10 банков, соответствующих данным критериям, — заявили «Известиям» в пресс-службе АСВ. — Совокупный объем ОФЗ, который планируется предоставить этим банкам, составляет 8,47 млрд рублей. При этом необходимо отметить, что к настоящему времени практически все ОФЗ, предназначенные для докапитализации банковской системы, уже зарезервированы в соответствии с утвержденными правительством перечнями банков-участников программы. Поэтому, как поясняют в АСВ, изменение утвержденных критериев потребует выделения дополнительных средств.
Согласно программе докапитализации, Минфин передает АСВ 1 трлн рублей в виде облигаций федерального займа (ОФЗ), а этими бумагами агентство оплатит долги банков. Критерии допуска банков к госпомощи были объявлены премьер-министром Дмитрием Медведевым 14 января 2015 года: банк должен входить в систему страхования; его капитал банка должен быть не менее 25 млрд рублей, он должен взять на себя обязательство увеличивать портфель кредитов, выданных предприятиям приоритетных отраслей экономики РФ, не менее чем на 1% ежемесячно. Банки также обязаны увеличить капитал минимум на 50% от суммы ОФЗ. После этого никакие ограничения (в том числе по размеру фонда оплаты труда), кроме темпов роста кредитования, не действуют. В итоге в список первых участников программы попали 27 федеральных банков (asv.org.ru/for_banks/capitalization/002.pdf). Объем заявок банков составил 821,5 млрд рублей. На данный момент АСВ уже передало банкам группы «Открытие», Совкомбанку, «Петрокоммерцу», МКБ и «АК Барсу» ОФЗ на общую сумму 103,8 млрд рублей, следует из материалов на сайте агентства.
Критерии по региональным банкам АСВ объявило много позже — в июне 2015 года, уже после того, как стало известно о том, что из антикризисного триллиона помогут банкам, попавшим под санкции: СМП-банк, Собинбанк и РНКБ (4,73 млрд, 1,28 млрд и 740 млн рублей соответственно). Также «Российский капитал», который может стать мега-санатором, получит 5,36 млрд рублей. Из оставшейся суммы государство часть денег передало компаниям: 100 млрд рублей — на поддержку Объединенной авиастроительной корпорации, по 30 млрд получили ГТЛК и «Ленэнерго». 5 млрд рублей получит банк «Русский стандарт» Рустама Тарико.
«Это, наверное, не то, ради чего запускали программу докапитализации»
В июне 2015 года замминистра финансов Алексей Моисеев сообщал, что региональные банки, список которых утвержден АСВ, сумму, могут претендовать на госпомощь в сумме, равной 7,5% от их капитала на 1 мая 2015 года (то есть на 8,5 млрд рублей). УБРиР может получить 1,725 млрд рублей; Татфондбанк — 1,425 млрд; Азиатско-тихоокеанский банк — 1,125 млрд; Запсибкомбанк — 900 млн; МБСП — 810 млн; Сургутнефтегазбанк — 577 млн; «Кубань кредит» и Челябинвестбанк — по 525 млн; Первобанк — 465 млн; Саровбизнесбанк — 450 млн. Всем этим банкам будут направлены предложения поучаствовать в программе; как и федеральные банки, они должны будут подать заявки на получение госпомощи. В УБРиР «Известиям» сообщили, что предпочитают рыночные механизмы получения ликвидности, в Первобанке еще не приняли решения — участвовать в программе или нет. 5 августа Счетная палата обнародовала результаты проверки Совкомбанка, который стал участником первого этапа докапитализации — и оценила эти результаты негативно.
— Система докапитализации банков пока не начала работать в полную силу и еще не оказывает того оздоровляющего влияния на экономику, которое от нее ожидалось, — говорится в материалах аудиторов. — В конце апреля АСВ передало Совкомбанку ОФЗ на 6,2 млрд рублей, этот банк увеличил объемы кредитования строительства, малого и среднего бизнеса в среднем на 12%. В то же время объемы финансирования Совкомбанком субъектов федерации выросли почти в 11 раз — с 900 млн до 9,7 млрд рублей. На основании одного отчета рано делать окончательные выводы. Однако, если для банков и дальше будет более комфортно и менее проблемно кредитовать регионы, чем давать деньги реальному сектору экономики, то это, наверное, не то, ради чего запускали программу докапитализации.
— Мы видим курс на укрупнение и консолидацию банковского сектора РФ, — директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев, — И можно понять недовольство банков, которые не попали в список. Но можно согласиться и с тем, что крупные банки, чьи собственники имеют возможность увеличивать при необходимости капитал, имеют большую устойчивость и возможности для кредитования реального сектора. При этом диверсификация активов у таких банков выше, концентрация и риски ниже. Само же государство естественно ограничено в объемах возможной помощи банковскому сектору, а накормить всех пятью хлебами, к сожалению, не получится. На мой взгляд, собственникам небольших банков необходимо договариваться о слиянии, для укрупнения, синергии возможностей и выживания в текущей ситуации. Начальник казначейства Тройка-Д банка Александр Абрашов считает, что желание Банка России ограничить количество банков, претендующих на госсредства, связано с довольно свежим негативным опытом:
— В 2008-2009 годах, когда Банк России оказывал поддержку финансовым институтам через механизм беззалоговых аукционов, ряд банков не смог рассчитаться с ЦБ по выданным займам, в том числе вследствие кредитования этими банками компаний, близких к собственникам. Пересмотр критериев для региональных банков, претендующих на предоставление госпомощи, маловероятен.
Комментарии