Дефицит внешней торговли США товарами и услугами в прошлом году сократился впервые за последние шесть лет — в 2019 году он составил $616,8 млрд, что на $10 млрд ниже показателя предыдущего года. Экспорт за год сократился на 0,1%, импорт же — на 0,4%. Разница между импортом и экспортом товаров снизилась более существенно — на $20 млрд, до $866 млрд, в том числе импорт из Китая за год сократился на 17,6%, а увеличившиеся поставки из Канады и Мексики (на 42% и 26% соответственно) заместили его лишь отчасти.
Напомним, всего за время торговой войны средний тариф США для китайской продукции вырос с 3,1% до 21%, Китая для американской — с 8% до 21,1%. Однако в декабре, несмотря на действие тарифов на китайскую продукцию (соглашение об их частичном сокращении было подписано лишь в январе), торговый дефицит США расширился до $48,9 млрд против $43,7 млрд в ноябре. Импорт вырос на 2,7% месяц к месяцу, до $258,5 млрд, тогда как экспорт — на 0,8%, до $209,6 млрд. В четвертом квартале, впрочем, чистый экспорт внес основной (1,5 процентного пункта из 2,1) вклад в увеличение американского ВВП — вывоз товаров за квартал вырос на 1,4%, тогда как импорт на фоне действия пошлин просел на 8,7%.
В первом квартале этого года вклад чистого экспорта в рост ВВП, вероятно, будет нейтральным, полагают в Capital Economics. Однако в значительной степени это будет зависеть от влияния распространения коронавируса в Китае — если остановка производств будет длительной, то к марту это приведет к существенному снижению американского импорта из страны и сокращению торгового дефицита с КНР.
Ожидается, что из-за эпидемии экономика Китая в первом квартале снизит темпы роста, что окажет негативное влияние на другие страны. Эксперты центра не исключают, что по итогам первого квартала 2020 года рост КНР замедлится до 3% против ожидавшихся 5,7%. В 2003 году на фоне распространения атипичной пневмонии рост ВВП Китая за квартал, в котором был зафиксирован пик заболеваемости, замедлялся с 8% до 5%, но теперь китайская экономика существенно сильнее интегрирована в глобальную, замечают в Capital Economics. Влияние же на экономику США едва ли превысит потери, связанные с сокращением заказов у Boeing (что стоило около ВВП США около 0,5% квартального роста).
Комментарии