Администрации Джо Байдена придется столкнуться с двумя основными проблемами в экономике. Первая из них заключается в том, что при всех претензиях американцев к Дональду Трампу его действия в экономической области заслуживали в основном похвалы. Все опросы последних нескольких лет явным образом показывали, что тем, как американская администрация управляла экономикой, довольны более половины американцев. Трамп снизил налоги, сократил безработицу до исторического минимума и даже, как ни парадоксально, сумел снизить уровень финансового неравенства в обществе — бедным слоям населения и среднему классу тоже кое-что перепало от роста «трампономики». Соответственно, задачей приходящего правительства будет выступить как минимум не хуже, иначе демократов ждут большие неприятности.
Вторая сложность заключается в борьбе с последствиями пандемии, которая привела к сильнейшему сокращению ВВП США как минимум за последние 50 лет. Вызов беспрецедентный, и срочно нужны активные меры, чтобы поддержать рынок труда, быстро повысить доходы населения и избежать долгосрочного урона в виде гибели целых отраслей экономики.
Сложившаяся ситуация требует от администрации разрешения нескольких дилемм. Повышать ли минимальную зарплату вдвое, до $15 в час (так хочет бывший главный конкурент Байдена на демократических праймериз сенатор Берни Сандерс)? Защищать ли интересы американского производителя в первую очередь? Что делать с налогами на прибыль корпораций? Ограничивать ли добычу нефти, газа и угля ради «декарбонизации»? Нужно ли реструктурировать зашкаливающий студенческий долг? На эти вопросы предстоит ответить назначенцам нового президента США.
Что интересно, среди чаще всего называемых имен фигурируют профессиональные чиновники и политики — люди с опытом работы в администрациях Билла Клинтона и Барака Обамы (некоторые успели потрудиться и у того, и у другого), тогда как Трамп часто набирал людей со стороны — банкиров Гарри Кона, Стивена Мнучина или «неортодоксального» экономиста Питера Наварро.
Министерство финансов
В начале недели Байден официально подтвердил, что его кандидатурой на эту ключевую должность в кабинете является Джанет Йеллен. Ранее в американской прессе фигурировали другие имена, например Лаэль Брейнард или сенатор Элизабет Уоррен, но в конечном итоге было решено остановиться на бывшем председателе ФРС. Кандидата должен утвердить сенат, но с Йеллен проблем возникнуть не должно. На пост главы ФРС Йеллен была утверждена при Обаме, но никакого сопротивления республиканцы ей не оказывали. В целом ее фигура из-за огромного опыта и умеренных взглядов на экономику является компромиссной и устраивает в общем-то всех. «Прогрессисты» в лице уже помянутой Уоррен заявляют, что «она знает, как действовать с Уолл-стрит». Самим банкирам она хорошо знакома и понятна по работе в ФРС.
Что касается оппозиции, то и здесь есть точки для диалога. Джанет Йеллен в числе прочего поддерживает идею масштабного обновления американской инфраструктуры, и это один из немногих вопросов, по которому республиканцы и демократы в целом сходятся.
В основном Йеллен показала себя на должности председателя ФРС как финансовый «голубь». С самого начала своей работы она отвергла претензии тех, кто считал, что сверхмягкой кредитно-денежной политикой, а именно околонулевыми ставками и продолжением «количественного смягчения» она разогревает инфляцию. Дальнейшая история подтвердила правоту Йеллен: цены так и не поднялись — напротив, в условиях нынешнего кризиса опять замаячила угроза дефляции. В итоге приверженность мягкой монетарной политике сейчас является мейнстримом не только в США, но и по всему миру. Что касается бюджетных вопросов, то Джанет Йеллен выступает и за активную фискальную политику, то есть больше трат из бюджета для удовлетворения нужд страны. Что касается вопроса о государственном долге, превышающем 100% ВВП, то в ближайшем будущем едва ли кто-то будет всерьез обращаться к этой теме: текущие проблемы важнее отдаленных.
В то же время некоторые претензии к Йеллен и действиям ФРС в 2010-е годы в целом аргументировались достаточно хорошо. Так, политику системы обвиняют в том, что, накачав финансовый рынок ликвидностью, ФРС сделала не так уж много полезного для широкой экономики. Триллионы долларов не просочились к рядовому потребителю, а ушли в ценные бумаги, разогрев фондовые рынки до исторических максимумов (в разгар кризиса акции компаний бьют рекорды стоимости). Сможет ли Йеллен починить работающий вхолостую механизм финансирования экономики на новом посту — вопрос открытый.
Бюджетное управление
Если министром финансов должна стать умеренный, устраивающий всех экономист, то об административно-бюджетном управлении такого не скажешь. Кандидатом Джо Байдена на должность директора этого подразделения администрации выставлена Нира Танден, глава вашингтонской леволиберальной некоммерческой организации «Центр американского прогресса». Имеющая большие связи в американском истеблишменте (работала с демократическими президентами и кандидатами в президенты, начиная с Майкла Дукакиса), Танден не имеет большого опыта в собственно экономической сфере.
Министерство энергетики
Директор бюджетного управления Байдена вызвала праведный гнев у оппозиции и, быть может, сомнения у умеренных демократов, а вот основная кандидатура на пост главы министерства энергетики обозлила уже левое, «прогрессивное» крыло Демократической партии, многие представители которого поддержали избранного президента, скрепив зубы. Речь идет об Эрнесте Монисе, который занимал ту же должность при Бараке Обаме.
Дело в том, что 75-летний физик-ядерщик Монис все последние десятилетия активно поддерживал и лоббировал интересы нефтегазовой индустрии. В мире борьбы с изменением климата и «нового зеленого курса» таким места быть не должно, считают американские леволибералы. Практически наверняка энергетическая политика американской администрации несильно изменится по сравнению с эпохой Трампа: государство как минимум не будет препятствовать развитию сланцевой индустрии, а переход к «зеленой» энергетике и углеродной нейтральности будет отложен до лучших времен.
Комментарии