Татьяна Лиознова родилась в Москве и полвека работала на киностудии им. Горького. Свою знаменитую многосерийную картину про Штирлица она снимала в том числе и на севере столицы.
Именно поэтому в своем обращении к мэру Москвы Сергею Собянину родственники и близкие Татьяны Лиозновой, Вячеслава Тихонова и Микаэла Таривердиева, которым понравился «северный» вариант, напоминают о том, что совет депутатов МО Северный принял решение о присвоении Проектируемым проездам, находящимся в данном районе, имен этих троих выдающихся кинематографистов. Тем более что жители округа давно называют свой парк в районе Челобитьевского шоссе «Баварским лесом», а «дуб Штирлица и фрау Заурих» стал его достопримечательностью: «Нам важно, что память о знаменитом сериале стала частью повседневного обихода жителей этого района Москвы».
Согласно законодательству, чиновники имеют полное право не советоваться по поводу того или иного переименования с родственниками и общественностью. Так что примут решение, которое им покажется более подходящим. В Департаменте культурного наследия Москвы готовится альтернативное решение, касающееся имени Татьяны Лиозновой: предлагается его присвоение Проектируемой улице в Москинопарке на территории Новой Москвы. Чиновники ссылаются на устное распоряжение мэра.
Поселок Северный сочетает современную застройку с исторической, где сохранились дома, построенные пленными немцами, что добавляет колорита идее увековечивания здесь памяти Лиозновой и ее фильма про Штирлица. Идея трех аллей интересна. Одна из них могла бы носить имя Вячеслава Тихонова и вести от станции метро к основному жилищному массиву, а аллея Лиозновой его бы пересекала. Пешеходной стала бы аллея Таривердиева, проходящая через парк.
Рано или поздно в честь Тихонова назовут улицу или сквер, поскольку в 2028 году исполнится 100 лет со дня его рождения. Но в поселке Северный жители воспринимают историю фильма как часть своей жизни и культурной мифологии, без которой любой район — просто локация, лишенная привлекательности.
Накануне 100-летия Татьяны Лиозновой мы поговорили с актрисой Элеонорой Шашковой, которую миллионы зрителей знают как жену полковника Исаева-Штирлица.
В Ясной Поляне Пушкина вызвал на дуэль медведь
— Татьяна Лиознова — величайший режиссер нашего времени, тем более женщина, которая внесла огромный вклад в наше киноискусство своими фильмами, — говорит Элеонора Петровна. — «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся»… Ни один ее фильм не проиграл. Все они — великие нам подарки в киноискусстве. Надо о ней сохранить память, сделать это обязательно, потому что Лиознова — великий человек.
— Не все зрители знают ее имя, хотя фильмы видели и любят миллионы…
— Это невнимательность. На экране в титрах пишут же имя и фамилию режиссера. Как можно ее не знать? Поколение, которому 50 и выше, ее прекрасно помнит. Как было бы хорошо, если бы ее именем назвали переулочек, где она жила или где снимала! Лиознова была стопроцентной москвичкой и очень любила город. Это поколение уходит, но память должна остаться о таких выдающихся людях, как Татьяна Михайловна. Она была ведь еще и великим педагогом, подсказывала молодым режиссерам, как заниматься этим искусством. Всегда всем помогала.
— Кем Татьяна Лиознова стала лично для вас?
— Да она просто стала мне большим другом. Хотя мы редко встречались, но у нас были совместные фестивали, концерты… Однажды она предложила: «Давай покажу тебе на студии Горького эпизод, о котором вся студия говорит. Посмотри пока без музыки». Я, конечно, согласилась. У меня там небольшая роль. Пришла в желтый просмотровый зал, посмотрела смонтированный отрывок. Я как актриса всегда разбираю по косточкам свое появление, вижу, где не так ложку взяла, не так руку положила, не так ушла, оставив поддернутым пиджак… Закончился эпизод, Лиознова спрашивает: «Ну как?» Отвечаю: «Какой ужас!» А в ответ слышу: «Вон из павильона». Мы не поняли друг друга. Я же говорила только о себе, о том, что мне не понравилось в моей роли. А она меня выгнала. Мы, конечно, в итоге разобрались во всем и смеялись над этим эпизодом.
Комментарии