Население перестало бояться тратить деньги на продукты. К такому выводу пришли эксперты Sberbank CIB в обзоре «Обновление «Потребительского индекса Иванова».
Индекс Иванова назван в честь условного среднестатистического гражданина. «Индекс потребительской уверенности вырос с минус 12% в III квартале 2017 года и до минус 10% в IV квартале, вернувшись на уровень, предшествовавший спаду второго полугодия 2013-го. Нормализация потребительских привычек продолжается, хотя многие по-прежнему предпочитают более дешевые товары», — констатируют авторы обзора.
По мнению экспертов, несколько более оптимистичный настрой отражает рост реальных доходов населения в IV квартале 2017 года на фоне рекордно низкой инфляции. Аналитики Sberbank CIB со ссылкой на данные опроса населения отметили, что уровень безработицы среди респондентов снизился с 11,6% в IV квартале 2016-го до 10,9%. При этом количество желающих поработать достигло максимума. «Доля тех, кто работает неполный рабочий день, но хочет устроиться на полную ставку, достигла рекордно высокого уровня в 9,7%», — сообщили аналитики.
По данным опроса, зарплата Ивановых в IV квартале 2017 года увеличилась на 4,9%. «В случае дальнейшего увеличения зарплаты Ивановы планируют потратить на еду 20% прибавки (из текущих расходов на еду уходит 39%), 15% — на одежду и товары для дома (на эту категорию приходится 16% текущих доходов), а 13% — отложить (сейчас это 7%)», — отметили представители Sberbank.
Принятие решения о покупке стало меньше зависеть от цен, качество как фактор вышло на первый план. Около 51% респондентов готовы приобрести более дорогую продукцию более высокого качества по разумной цене. В целом тремя главными причинами для беспокойства остаются коррупция (отметили 64% опрошенных), безработица (55%) и инфляция (48%). Последний фактор по-прежнему беспокоит многих респондентов, несмотря на рекордно низкие официальные цифры (2,6%).
Комментарии