Российские туроператоры на грани разорения: могут не оправиться от пандемии

Российские туроператоры на грани разорения: могут не оправиться от пандемии

Россияне спасли отечественный туррынок. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что летний сезон в стране прошел лучше ожиданий, а падение составило всего 30%. Такие результаты нельзя назвать большой неожиданностью: границы между странами так и не открылись, а сидеть дома, после длительного режима самоизоляции и утомительной работы на удаленке, гражданам совсем не хотелось. Теперь на повестке дня новый вопрос: захотят ли отдыхающие и в зимний сезон голосовать рублем за российские здравницы? Эксперты считают, что туристы «наелись» отдыхом на забитых пляжах с посредственным сервисом. Люди предпочтут сэкономить деньги в нынешней неясной ситуации, и все-таки поехать за рубеж, даже если открытия границ придется ждать еще год.«На массовых направлениях в общей сложности регионы недосчитались примерно 30% традиционного туристического потока. Но если учесть, что сезон начался с 1 июля, и хотя он захватил осень, все же осенью купаться на море не очень комфортно, минус 30%, по оценке наших экспертов, это успех», — сказала Майя Ломидзе.

Только Сочи и окрестности за лето, то есть, с момента снятия ограничительных мероприятий, посетило больше 3 млн отдыхающих, а всего с начала года там приняли больше 4 млн россиян. В Крыму за лето перебывало ещё больше: около 4,5 млн человек, хотя массовый доступ туда был открыт позже. Горные отели Красной Поляны забронированы на Новый год уже более чем на 52%, а по ряду гостиниц загрузка превышает 95%, сообщил мэр Сочи Алексей Копайгородский.

«По сути, такой наплыв туристов — даже скорее перебор, в частности, с точки зрения снижения комфорта, когда курорт явно перенаселён. Поэтому при первой же возможности в следующем году, или как только будут открыты границы, огромный процент из числа отдохнувших там в 2020-м резко рванёт за границу — в любое место, куда только пустят, и на что хватит денег», — считает шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. По его мнению выиграв в деньгах сейчас, в ближайшие год-два российские курорты могут получить резкий обратный эффект из-за оттока отдыхающих, досыта «наевшихся» тамошними ценами и комфортом. Между тем в АТОР считают, что выездной туризм в России может восстановиться не раньше 2022 года.

Туристической отрасли России не везёт с марта текущего года, то есть, с того момента, когда была объявлена всемирная пандемия. В итоге туристические операторы потеряли за лето 2020 года 43% выручки по сравнению с летом 2019 года, а отели — почти треть доходов.

«Туристический рынок с начала пандемии и связанных с ней ограничений покинуло 20% операторов, в том числе из них 18% прекратили деятельность летом, уже после снятия ограничений — восстановить доходы за период вынужденного простоя они не смогли, а поддержка государства оказалась недостаточной», — рассказывает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.По словам эксперта, до конца года количество туроператоров в России может сократиться ещё примерно на 5 — 10%, если на фоне роста числа заболевших «ковидом» будут введены новые ограничения на передвижение между регионами.

«Ситуация с выездным туризмом нормализуется в лучшем случае к концу 2021 года, в худшем — только к середине-концу 2022 года, пока пандемию коронавируса ВОЗ не объявит исчерпанной», — полагает эксперт.

Общие потери туристической отрасли в стране пока оцениваются в размере 1,5 трлн рублей. Перспективы восстановления рынка, очевидно, будут зависеть от общей ситуации по коронавирусу в мире, скорости восстановления авиасообщения и динамики роста доходов населения. Но, по различным оценкам (в нашей стране и за рубежом) туристический сектор будет восстанавливаться в течение нескольких лет. «Пандемия стала триггером для изменения потребительского поведения на очень продолжительный период: опасения заразиться, низкий уровень доходов населения, сокращение экономической и социальной деятельности людей могут привести к тому, что перемещения по миру еще долго не вернутся к тому объему, что был раньше», — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>