Федерация независимых профсоюзов России считает, что из системы государственного обязательного пенсионного страхования нужно исключить накопительный компонент. Письмо с предложением направлено премьеру. Идею поддержал глава комитета Госдумы по труду Нилов. Между тем в Госдуму внесен законопроект о «заморозке» накопительной пенсионной части до 2023 года. К каким последствиям приведет реализация инициативы ФНПР, мы разбирались с помощью экспертов.
Согласно действующему законодательству, ожидаемый период выплаты накопительной пенсии рассчитан на основании данных о численности мужчин и женщин, достигших пенсионного возраста. Для системы обязательного пенсионного страхования устанавливается так называемый «период дожития» — то есть время, в течение которого выплачивается накопительная пенсия. С 2015 года показатель, установленный изначально на уровне 19 лет, ежегодно увеличивается и в 2021-м составит 22 года.
В ФНПР считают, что подобная практика снижает размер пенсионного обеспечения застрахованных и «дискредитирует саму идею накопительной пенсии». В связи с этим федерация просит прекратить практику увеличения ожидаемого периода выплаты и вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования.
Напомним, что средства пенсионных накоплений выплачиваются пенсионерам с 2012 года. В общем случае размер такой пенсии невысок по сравнению с объемом основной пенсии — страховой пенсии по старости. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), в 2020 году средний размер накопительной пенсии составлял 956 руб. в месяц.
Мнения экспертов
Александр Сафонов, профессор Финансового университета при правительстве РФ: «Начнем с того, почему профсоюзы выступили с подобным предложением. В 2001 году в России была введена накопительная система. Она предполагала, что на расчетный счет каждого работника, родившегося не ранее 1967 года, в государственные пенсионные структуры будет перечисляться 6% из фонда оплаты труда. Это позволяло накапливать определенные средства, и система себя вполне оправдывала. После 2014 года на накопительные счета не поступает ни копейки. Соответственно возникает вопрос, а можно ли в ситуации, когда нет новых взносов, что-либо накопить? Молодые работники, которые вступили на рынок труда после 2018 года, точно ничего не накапливают. Те, кто откладывал средства, также прекратили накопления — за исключением средств из негосударственных пенсионных фондов, заработанных в виде инвестиционного дохода.
Однако если взглянуть на экономику такой системы, то выходит следующее: чтобы человек получал среднюю пенсию в 15 тыс рублей, которая сейчас существует в обычной солидарной обязательной страховой системе, то его ежемесячный оклад должен составлять 175 тыс рублей. Тогда те 6% отчислений позволяют сформировать искомую цифру и выйти на заявленные параметры. В ином случае сумма доплаты поступлений от накопительной системы окажется ниже. Даже для доплаты половины от этой суммы, 7,5 тыс рублей, требуется заработная плата выше 80 тыс рублей. В России подобный ежемесячным доходом может похвастаться, мягко говоря, далеко не каждый.
Сейчас в результате коронакризиса происходит падение инвестиционного дохода и возникает вопрос: можно ли в таких условиях в длительной перспективе добавить к сумме, которую перечисляет гражданам негосударственный пенсионный фонд, какие-то существенные средства. Правительство еще два года назад начало дискуссию о необходимости перевода обязательной накопительной пенсионной системы в какой-то другой гарантийный пенсионной продукт. Однако до сих пор конкретных решений не последовало. Очевидно, что система должна быть трансформирована: либо отменена, а накопления, которые граждане уже сделали, будут управляться в системе негосударственного пенсионного страхования индивидуальным образом. Либо государство создаст альтернативу, которая позволит работнику копить самому в обмен, например, на получение определенных налоговых льгот.
Предложение профсоюзов является попыткой найти статус-кво в сложившейся дилемме: с одной стороны, юридически накопительная система существует, с другой стороны, с практически точки зрения— она эфемерна».
Оксана Дмитриева, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, доктор экономических наук: «Отчисления на накопительную часть пенсии не перечисляют с 2014 года. С другой стороны, граждане 1967 года рождения и те, кто родился позже, отчисляли деньги на накопительную часть, начиная с 2002-го. Пока не понятно, куда делась эта пенсионная часть в размере 6%. Об этих деньгах уже практически все забыли, но накопилась за эти годы весомая сумма — более 2 трлн рублей. При этом никто выплачивать эти деньги в массовом порядке не собирается. Граждане этих годов рождения в связи с изменением пенсионного законодательства еще не вышли на пенсию.
С одной стороны, я согласна с тем, что накопительного элемента быть не должно и все обязательные отчисления должны идти на страховую часть пенсии. Но, с другой стороны, если руководствоваться этой мыслью, можно так и не увидеть ранее накопленных 2 трлн рублей. Доходность по этим деньгам существенно меньше, чем страховая часть пенсии. Здесь попахивает аферой, с которой нужно детально разбираться. А возникла она оттого, что пенсионная система серьезно запутана».
Комментарии