Конфедерация Обществ защиты прав потребителей (КонфОП) и Коалиция по контролю за табаком предлагают Минздраву ввести ограничения на продажу, производство и применение электронных сигарет. Общественники направили в адрес министра здравоохранения Вероники Скворцовой предложение приравнять электронные сигареты к рецептурным медицинским препаратам и обеспечить использование в них никотина фармакологического качества. Кроме того, они предлагают установить запрет на производство таких сигарет со вкусами фруктов, сладостей, алкогольных напитков и запретить их продажу несовершеннолетним. Также Минздрав просят ввести реализацию устройств только через аптечные сети, ограничить рекламу электронных сигарет специализированными изданиями.
В своем письме антитабачные организации указали на необходимость ввести обязательную стандартизацию устройств Минздравом, так как сейчас отсутствует какая-либо обязательная оценка качества и безопасности электронных сигарет. КонфОП ссылается в письме на международный опыт регулирования этого рынка — в Сингапуре, Бразилии и Канаде ЭСДН (электронные системы доставки никотина по классификации ВОЗ) запрещены к ввозу и продаже, в Великобритании введена рецептурная продажа ЭСДН.
—Согласно позиции ВОЗ, ЭСДН несут риски для здоровья пользователей. Основной компонент ЭСДН — никотин — является аддитивным компонентом табака, вызывает и поддерживает наркотическую зависимость, вызывает отрицательные последствия во время беременности и способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, кроме того, никотин может действовать как фактор, способствующий возникновению опухоли и оказывать воздействие на плод и на развитие мозга у детей, — говорит председатель КонфОП Дмитрий Янин. Эксперт считает опасным, то, что в России сейчас подростки и дети никак не ограждены от данной продукции — в ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» нет прямого запрета на продажу испарителей никотина детям. По мнению Янина, неприемлемым является и то, что ряд устройств рекламируют как «антитабачные», а также «лечебные» и называют ингаляторами.
Пресс-секретарь Минздрава России Олег Салагай сообщил, что «в настоящее время вопрос о регулировании электронных сигарет обсуждается». Но не назвал те ограничения, которые может получить этот новый для России рынок. За последние годы у всех крупных табачных компаний появились свои производства электронных сигарет. Однако «традиционные» производители не торопятся везти свои электронные сигареты в Россию, пока нет госрегулирования. Ряд участников рынка подтвердил «Известиям», что они выступают за введение запрета на продажу ЭСДН несовершеннолетним. Но при этом опасаются перегибов со стороны регуляторов. Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия», считает, что любое регулирование должно быть разумным и сбалансированным.
— В отношении электронных сигарет, с нашей точки зрения, следует руководствоваться интересами потребителей — не запрещать и не ограничивать развитие инновационной категории, представляющей меньший риск для здоровья. Жесткое регулирование может ограничить доступ курильщиков к альтернативной продукции, которая, по мнению многих ученых, представляет меньший риск, — отметил он. Как рассказал гендиректор компании Luxlite, производителя электронных сигарет, Олег Пузанов, компании сегодня проходят только добровольную сертификацию на безопасность химического состава и материалов.
— У нас есть сертификат качества и безопасности от Московской торгово-промышленной палаты. Это добровольная сертификация, ничего конкретного законодательство не предписывает для данного вида продукции. Каждый делает, как он хочет, — отметил Пузанов. Что касается ограничений на продажу и введения рецептов, то он сообщил, что как только закон появится, его будут придерживаться. Однако перечень мер от КонфОП и Антитабачной коалиции раскритиковал.
— Почему-то, когда в стране начинает падать потребление табака, антитабачные активисты оборачиваются против тех, кто производит антитабачные устройства, — отметил он. Пузанов говорит, что антитабачным устройством, ингалятором или испарителем называть продукцию подталкивает ФЗ-15, запрещающий популяризацию сигарет. С маркетинговой точки зрения эти названия, по его словам, ничего не дают. По данным ОАО «Эстайлер», годовой объем рынка электронных сигарет превышает 16 млрд рублей (объем рынка традиционных сигарет — 1,1 трлн рублей), активные продажи электронных сигарет в России начались в 2010 году. Спустя 4 года торговые сети и интернет-магазины наблюдали рост продаж данной категории после вступивших в силу ограничений на курение табака.
Комментарии