Анн Фонтейн известна своими картинами «Коко до Шанель», «Другая Бовари», «Девушка из Монако». Ей пришлось слишком долго ждать окончания своего фильма в Москве, поскольку показу предшествовало подробное выступление российского музыковеда, вводившего публику в исторический контекст. Так что онлайн-разговор получился короче, чем было запланировано. За спиной Фонтейн все время маячил человек, которого приняли за ее мужа, но он оказался агентом и строго контролировал тайминг. Вопросов было много, поскольку пришли франкофоны, которым важно было поговорить с режиссером на ее родном языке.
«Болеро. Душа Парижа» — не байопик в привычном смысле слова, а история создания в 1928 году самого известного произведения Равеля, вынесенного в название картины. В финальных титрах сообщается, что «Болеро» звучит в мире каждые 15 минут. Для сравнения — сочинения Чайковского звучат каждую минуту.
«Болеро» стало вершиной творчества и проклятием Равеля, поскольку у него немало других произведений, которые прозвучали с экрана. В одном из писем он написал: «Я создал только один шедевр — «Болеро». К сожалению, в нем нет музыки». Что его вдохновило? На этот счет существует немало легенд. У Фонтейн Равель приходит на завод и слушает механическую симфонию, приводит туда изысканную Иду Рубинштейн послушать фабричный скрежет, чтобы она прониклась голосом труб. Равель также услышит песню прислуги, которая заставит заработать его фантазию. Он способен услышать самые необычные звуки, то, как растут цветы и как дама натягивает на руку узкую перчатку.
«Я мало знала о личности Равеля, — призналась Анн Фонтейн, — и решила познакомиться с ним через цикличное и увлекательное построение «Болеро».
Она выросла в музыкальной семье. Ее отец был композитором и органистом. В юности она увидела «Болеро» в хореографии Мориса Бежара. «Идея снять фильм о Равеле появилась у меня давно. Мой отец был органистом. Все свое детство и подростковый возраст я провела в музыкальной атмосфере. Я начинала свою карьеру как танцовщица, прежде чем стала снимать кино. А «Болеро» связано и с танцем. Я всегда выбираю темы, связанные с моей личной историей, в которых хорошо разбираюсь. Такой загадочный персонаж, как Равель, всегда притягателен, тем более что речь идет о гении, находившемся в творческом тупике. Я свой фильм задумала не как биографию Мориса Равеля. Это скорее фильм о его произведении, о «Болеро». Это путешествие по волнам памяти, в котором нет четкой хронологии».
Равеля сыграл 42-летний Рафаэль Персонас, знакомый по фильмам «Анна Каренина» Джо Райта, где он сыграл Вронского, «Нуреев. Белый ворон» Рэйфа Файнса, «В лесах Сибири» Сэфи Неббу, который снимался на Байкале и где герой Персонаса один живет во время суровой зимы буквально во льдах фантастического озера. «Я заставила Рафаэля немного потрудиться, — рассказала нам Анн Фонтейн. — Он по своей природе хрупкий и тонкий, но ему пришлось похудеть на 10 кг. Мне было интересно, как худоба отразится на его лице. На экране он чувственный, хотя эротизма в буквальном смысле слова в фильме нет, но сама музыка «Болеро» эротична. Мне важно было, что Рафаэль умеет играть на фортепиано. Специально для фильма он научился дирижировать. Он проделал большую работу ради этой роли».
В небольшой и малоинтересной роли появляется кумир былых лет Венсан Перес. Но главное здесь — женщины. Как заметил один из участников дискуссии, состоявшейся после показа, они ведут себя так, как будто готовы ему отдаться, но этого не происходит. С Равелем рядом его мать (Анн Альваро), уверенная в том, что мир еще оценит дар ее сына, преданная помощница, готовая прийти по первому зову, в исполнении великолепной Эммануэль Дево (она снималась у Фонтейн еще в «Коко до Шанель»).
К юбилею Пушкина поставили «Пиковую даму. Балет»
По просьбе Иды Рубинштейн Равель пишет музыку для балета, который он представляет на фоне заводского пейзажа. Но такая идея не вдохновляла его богатую заказчицу. Она перенесла действо в роскошные театральные интерьеры, и тут авторы фильма позволили себе фантастические отступления от правды. Иду Рубинштейн, которая позиционировала себя как актрису, хореографа, балерину, а по сути была меценаткой многих творческих начинаний и самой себя, сыграла Жанна Балибар, знакомая зрителю по «Холодной войне» Павла Павликовского, «Идиоту» Пьера Леона, где ей досталась роль Настасьи Филипповны. Она снималась у Фонтейн в «Девушке из Монако». Ида Рубинштейн тут как некий знак, не женщина — идея.
Еще одну даму из окружения Равеля сыграла Дория Телье. Ее Мися Серт — весьма интересная особа, дружившая с Коко Шанель, оплатившая похороны Сергея Дягилева, поддерживавшая художников и музыкантов. Она всегда рядом с Равелем, но природа ее чувств так и остается загадкой. Желала ли она плотской любви? Скорее, была платонической подругой.
Московская публика активно интересовалась у Фонтейн, почему Равель, окруженный множеством женщин, никакого движения в их сторону так и не сделал. В фильме говорят, что он женат на музыке, и это его единственная страсть. По словам режиссера, сексуальная жизнь Мориса Равеля остается большой загадкой, и скорее всего, он был асексуален, потому что жил музыкой. Что касается Миси Серт, то к ней, по мнению Фонтейн, он скорее испытывал платонические чувства.
Смерть Равеля — самая необычная сцена в картине. В ней появляется сонм тех, кто сопровождал его при жизни. В основном — женщины, ни одна из которых, кроме матери, так и не удостоилась его любви.
Комментарии