Прежде всего, необходимо резко нарастить внутреннее потребление – перевести транспорт на «голубое топливо», повысить уровень газификации до 82,9% к 2030 году и построить 94 малотоннажных СПГ-завода до 2035-го. Кроме того, следует активнее развивать производство азотных удобрений, а также переводить на газ генерирующие объекты. Это позволит более эффективно использовать невостребованные объемы газа.
Падение объемов экспорта российского природного газа (наряду с сокращением поставок нефти из-за эмбарго и потолка цен) привело к увеличению дефицита бюджета – до 2,4 трлн рублей в I квартале 2023 года. Общие доходы казны составили 5,7 трлн рублей, что оказалось на 21% ниже поступлений за I квартал 2022-го. А нефтегазовые доходы обвалились на 45%, до 1,635 трлн рублей. Основные перспективы наращивания поставок связаны с Китаем и Турцией: в частности, в 2025 году ожидается выход на проектную мощность (38 млрд кубометров в год) «Силы Сибири – 1».
«Вообще, цифра в 50 млрд кубометров звучала из уст аналитиков еще в январе 2023 года, — напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Причем это был достаточно оптимистичный сценарий – поскольку при том уровне поставок, который сохранялся до недавнего времени, Россия сможет экспортировать по трубам в Европу от силы 25 млрд кубометров газа. По сравнению с 2021 годом падение более чем ощутимое – в пять с лишним раз. Но это, впрочем, было ожидаемо, особенно на фоне потери «Северного потока – 1». Даже если предположить невероятное, и двусторонние отношения с ЕС придут в норму, потребуется восстановить работоспособность хотя бы одной из нитки этого газопровода. Так что в ближайшие пару лет мы едва ли преодолеем порог в 50 млрд кубометров».
Главные мощности по производству СПГ сейчас находятся на Ямале. А построить в других регионах 94 новых малотоннажных завода к 2035 году вполне реально: курс на это энергетическая отрасль взяла еще несколько лет назад, рассуждает Деев. Что касается расширения парка газомоторного автотранспорта, эксперт не разделяет настроя профильной комиссии Госсовета. То есть, «наклепать» самих автобусов – задача несложная, но, чтобы ими потом пользоваться, нужна обширная заправочная инфраструктура. А с ней пока есть проблемы, особенно в отдаленных регионах.
«Поставки российского газа в Европу идут только по «Турецкому потоку» и транзитом через Украину, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Это небольшие объемы, в общей сложности там набирается 20-25 млрд кубометров. И я не верю в скорую газификацию России: это перспектива нескольких лет, если не десятилетий. Ее темпы и прежде были не очень большие, хотя в последние три года «Газпром» существенно увеличил затраты. Проблема в том, что из-за радикального сокращения экспортной выручки компании может не хватить средств на финансирование программы газификации в прежних масштабах».
Комментарии