По данным отчета, общий целевой объем рынка супераппов в 2020 году достиг 51 млрд долларов, а к 2025-му вырастет до 134 млрд со среднегодовым темпом роста в 21%. Рынок супераппов, по оценкам аналитиков, охватывает агрегаторов такси, доставку еды, онлайн-ретейл и финтех. К ключевым игрокам, которые строят экосистемы и развивают суперприложения, аналитики относят «Яндекс», Mail.ru Group, СберБанк и Тинькофф Банк.
Целевой рынок супераппов означает тот максимальный объем всех четырех сегментов, который могут занять компании, строящие экосистемы. Так, в объем целевого рынка входит электронная торговля, которая достигнет около 100 млрд долларов к 2025 году. Но не весь сегмент займут экосистемы: четверть рынка через четыре года, по прогнозу аналитиков, будет занимать Wildberries, который остается самостоятельным игроком.
Свои супераппы уже развивают «Яндекс» (через приложение «Яндекс.Go»), Тинькофф Банк (через мобильное приложение банка) и Mail.ru Group (через соцсеть «ВКонтакте»). СберБанк, несмотря на обширную ставку на экосистему, пока не представил подобного продукта.
Потенциальными лидерами рынка супераппов в Morgan Stanley считают «Яндекс» и СберБанк.По мнению аналитиков, интернет-компания уже предлагает наиболее полный набор товаров и услуг в рамках одной экосистемы, но ей необходимо наращивать позиции в онлайн-ретейле. СберБанк же обладает внушительной аудиторией и сильным брендом, но подвержен регуляторным рискам, отмечается в отчете.
У «Тинькофф» сильные позиции в финтехе, но по другим вертикалям он может отстать от конкурентов, предупреждают в Morgan Stanley. Основное преимущество Mail.ru Group, по мнению аналитиков, в развитии интернет-торговли в соцсетях, но ее партнерство со СберБанком в сфере еды и транспорта может тормозить принятие решений. Сделку о создании совместного предприятия в этой сфере стороны закрыли в декабре 2019 года.
В экосистеме СберБанка более 60 компаний, уточнили в его пресс-службе. «Если убрать агрессивные планы по росту, то практически все бизнесы, входящие в экосистему, окупаемые», — утверждает представитель банка. Но поскольку все проекты находятся на стадии роста, СберБанк продолжает в них инвестировать, уточнил он. В «Яндексе» отказались от комментариев.
Драйверами российского рынка в области развития супераппов выступают банки и финтех, уверен представитель Тинькофф Банка. По его словам, банк продолжит инвестировать в развитие экосистемы, а его преимуществом будет гибкость за счет партнерских интеграций.
По словам вице-президента по экосистемным проектам Mail.ru Group Анны Артамоновой, у холдинга есть проекты во всех перечисленных вертикалях.
Несмотря на существенный рост супераппов, многие сервисы, например в сфере онлайн-ретейла и такси, требуют существенных инвестиций и могут быть убыточными, говорит аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Часть компаний, входящих в экосистемы, может и никогда не выйти в прибыль, но они нужны для удержания аудитории и заработка на других, более доходных сервисах», — объясняет он. Так, «Яндекс», по его мнению, «перерос» рекламный рынок и должен двигаться в новых направлениях. При этом Делицын не исключает появления новых участников рынка цифровых экосистем и супераппов. В их числе, по его мнению, могут быть МТС и Ozon.
Комментарии