Банк России расширяет адресную борьбу с отмыванием и незаконным обналичиванием денежных средств. В крупнейших банках проходят массовые закрытия счетов подозрительных клиентов, которые вызывают сомнения у регулятора. По данным издания, активизация началась около двух месяцев назад из-за постоянного совершенствования схем отмывания и обналичивания денежных средств. «Все меры — в русле письма ЦБ 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», выпущенного в конце прошлого года, — подтвердил изданию один из банкиров. — Просто сейчас с крупнейшими банками ведут прицельную работу: вызывают, показывают, как надо применять на практике изложенные в письме рекомендации».
Дошло до рассылаемых ЦБ списков конкретных клиентов конкретным банкам, на которых последним рекомендовано обратить пристальное внимание, говорят банкиры. «Списки рассылаются не впервые, эта работа ведется с банками уже в течение года, но сейчас обрела такой масштаб, что стала заметна невооруженным глазом», — отмечает один из собеседников издания. Таким образом, новостей, собственно, две: активизация прицельной работы с клиентурой крупных игроков и акцент именно на закрытии уже открытых счетов, а не на отказе в приеме на обслуживание, как раньше.
В пресс-службе ЦБ факт рассылки по банкам списков подозрительных клиентов подтвердили. «По закону «О Центральном банке» ЦБ вправе запросить у банка дополнительную информацию о клиентах, которые на основании информационных ресурсов ЦБ вызывают подозрения в части совершения операций с запутанным или необычным характером, свидетельствующим об отсутствии очевидного экономического смысла или законной цели», — отмечают там. Объем такого запроса индивидуален и в каждой ситуации зависит от количества, характера, частоты совершаемых клиентами таких операций, добавляют в пресс-службе Банка России. Списки, естественно, не раскрываются.
Получив такой запрос, банки проводят углубленную проверку деятельности клиентов: получение информации о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с банком, о целях деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиента, об источниках происхождения его денежных средств и т. д. Затем они направляют ЦБ информацию о принятых мерах. В то же время ЦБ не имеет права обязывать банки расставаться с клиентами — такие решения банки принимают самостоятельно, подчеркивают в пресс-службе ЦБ.
Детально комментировать тему в крупных банках не стали. В Сбербанке и Альфа-Банке проводят все предусмотренные законодательством мероприятия, включая реализацию права отказа в проведении операций или открытии счета. «Мы всегда уделяли должное внимание вопросам комплаенса, сейчас в связи с усилением регулирования ЦБ по этому направлению мы, как и весь рынок, поступаем соответствующе», — добавляют в Альфа-Банке. В пресс-службах группы ВТБ и «Открытия» от комментариев отказались. В Россельхозбанке на запрос газеты не ответили.
В неофициальной беседе банкиры подтверждают, что подавляющему большинству компаний из списков действительно есть основания отказать в обслуживании, но есть и исключения, в том числе те, кто исправился. Впрочем, учитывая решимость ЦБ, от них проще избавиться.
Комментарии