Обещанного российскими властями разворота к Китаю и «дружбы навек» пока не получается. Скорее наоборот. По итогам I полугодия 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года торговый оборот между Россией и Поднебесной упал почти на треть — до $31 млрд. Произошло это главным образом по двум причинам: из-за сокращения доходов от нашего экспорта нефтепродуктов (вследствие падения мировых цен на «черное золото»), а также из-за девальвации рубля и спада в отечественной экономике. Российская промышленность и население не готовы, как раньше, в больших объемах покупать подорожавшие китайские товары, в том числе высокотехнологическое оборудование, технику для железнодорожного транспорта, одежду, обувь. Впрочем, даже из этого можно извлечь выгоду.
Падение товарооборота с Китаем на 30,2% не стало большой неожиданностью. По данным таможни, общее сокращение экспорта-импорта в денежном выражении за первые пять месяцев года оказалось гораздо больше — около 40%. Это прямой результат санкционной войны в нефтяной, банковской и продовольственной сферах между Россией, с одной стороны, и ЕС, США, Канадой, Норвегией, Австралией — с другой. Плюс, конечно, девальвация рубля, спад промышленного производства, сокращение потребительского спроса.
К тому же не стоит забывать о почти двукратном снижении цен на «черное золото». В результате доходы от экспорта нефти в январе–мае уменьшились в 1,7 раза — до $40 млрд. Притом что объемы поставок, наоборот, выросли на 8,9%. В такой ситуации России ничего не остается, кроме как повернуться лицом к азиатским рынкам, в первую очередь к самому крупному — китайскому. Тем более что ни одна из стран этого региона мира не поддержала санкции.
Теперь мы заманиваем китайцев как можем. Впервые пригласили Китай на промышленную выставку «Иннопром», которая в начале июля прошла в Екатеринбурге. На Урал из Поднебесной прилетели больше 2 тыс. чиновников и бизнесменов. Впрочем, никаких серьезных контрактов по итогам «Иннопрома» подписано не было. Было бы наивно ждать инвестиционного дождя, поскольку Китай сам сейчас переживает нелучшие времена. В начале июля основные индексы местного фондового рынка обрушились на 40%, а капитализация крупных китайских компаний обвалилась на $2,8 трлн.
В целом, если посмотреть на российско-китайский товарооборот в период 2011–2014 годов, то он практически не менялся. По данным Центра международной торговли Москвы, наш экспорт колебался в пределах $34,7–37,2 млрд, импорт — $48–53,2 млрд. При этом китайские поставки явно доминировали над российскими — соотношение примерно 60 к 40. Для сравнения: общий объем торговли США с Китаем достиг в прошлом году $590,4 млрд. У нас в шесть раз меньше.
«В структуре отечественного экспорта в Китай преобладают нефть и продукты ее переработки — 69%. «Черное золото» во второй половине 2014 года подешевело, притом что поставляемые объемы нефти и нефтепродуктов за первый квартал 2015 года выросли на 13%. Происходит это на фоне роста потребления в Китае, так что в рамках заключенных контрактов мы будет только продолжать наращивать поставки нефтепродуктов», — отметил генеральный директор Центра международной торговли, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов.
Действительно, экспорт углеводородов в ближайшие годы, скорее всего, будет только расти. В 2014 году подписаны договоры на строительство двух газопроводных проектов: «Сила Сибири» и «Алтай». Если они будут реализованы, то, по прогнозам, «Газпром» будет поставлять в Китай до 68 млрд кубометров в год к 2030 году, что составляет приблизительно 11% необходимого китайцам газа.
С импортом же все гораздо пессимистичнее. Китайцы нам главным образом продают готовую продукцию: машины, различное высокотехнологическое оборудование, транспорт, текстиль, обувь, химикаты и т.д. За первые четыре месяца этого года поставки автомобилей, железнодорожных локомотивов, вагонов упали на 50 с лишним процентов. Импорт различных электрических машин и оборудования, обуви, одежды, спортивного инвентаря, игрушек сократился в районе 40%.
«Представляется, что такое сокращение импорта из Китая вызвано прежде всего его удорожанием в связи с девальвацией рубля, некоторым сокращением потребления, которое отмечают эксперты, а также зафиксированным Росстатом снижением темпов промышленного производства в России», — подчеркнул Владимир Саламатов.
Но в этом можно найти и позитив. Во-первых, не исключено, что в ближайшие год-два состоится форсированный переход расчетов с доллара на юань–рубль, чтобы не терять комиссионные на кросс-курсах. Об использовании рубля в международной торговле много раз говорил Владимир Путин, но раньше те же китайцы называли нашу национальную валюту слишком нестабильной и рискованной. Во-вторых, ничего плохого в сокращении поставок китайских автомобилей в Россию нет. Это дешевый сегмент, который напрямую конкурирует с машинами отечественного автопрома. Поэтому падение такого — несырьевого — импорта можно рассматривать в контексте поддержки российских производителей.
Комментарии