В Пекине, где сейчас проходит третья сессия ВСНП 12-го созыва, нашли неожиданное и оригинальное решение проблемы огромного внутреннего долга. Оно заключается в том, чтобы ничего с долгом не делать. По крайней мере, пока. Руководство Китая решило вернуться к этому вопросу позже. Долги китайских провинций превышают 3 трлн. долларов и угрожают как нормальному развитию китайской экономики, так и социальному спокойствию страны. Китайское руководство больше всего, пожалуй, боится роста напряжения в обществе. Тем удивительнее решение, принятое на сессии ВСНП (парламента КНР), в отношении гигантского долга. Решено сейчас ничего с долгами провинций не делать и вернуться к этому вопросу позже, когда ситуация в экономике и финансах будет более благоприятной для радикальных мер.
Министерство финансов КНР установило для региональных правительств квоту для перевода долгов в муниципальные обязательства с более низкими процентными ставками, которые будут оплачиваться позднее, в 1 трлн. юаней (160 млрд. долларов). Сообщения китайских СМИ, как обычно, оставляют больше вопросов, чем дают ответов. Например, будут ли власти силой заставлять инвесторов соглашаться на своп долгов? Интересует, конечно, и прозрачность схемы – вопрос для Китая вовсе не праздный. И, конечно, главный вопрос: как сильно это решение повлияет на финансовые возможности Поднебесной?
Огромный долг китайских провинций, превышающий всю экономику ФРГ, образовался, конечно, не сразу. Однако проблема стала особенно острой в последние два месяца. Рейтинговые агентства приветствовали решение правительства реструктуризировать часть этого долга. «Это решение даст правительству время решить проблему региональных долгов, поскольку переходный период по свопу составит от трех до пяти лет,- рассказал агентству Bloomberg Айвэн Чунь, старший вице-президент агентства Moody’s в Гонконге.- План по свопу на общую сумму 1 триллион юаней решит проблему рефинансирования уже выпущенных ценных бумаг, выплата по которым должна состояться в этом году».
Центральное правительство пытается, с одной стороны, ограничить заемные аппетиты провинциальных властей, а с другой, ускорить финансирование инфраструктурных проектов, необходимое для решения задачи роста экономики всей страны в этом году на уровне 7%. Региональным властям в этом мероприятии отведена большая роль. Они создали тысячи фондов, которые финансируют многие тысячи инфраструктурных проектов на местах. Это сделано для того, чтобы обойти существующий с 1994 года закон, запрещающий региональным правительствам напрямую выпускать ценные бумаги. В результате деятельности этих фондов по выполнению инфраструктурных проектов, а также спекулятивных операций и строительства гигантских памятников и никому не нужных объектов, которые призваны тешить самолюбие местных руководителей, долги 31 китайской провинции и 5 городов центрального подчинения выросли за последние четыре года на 67% до 17,9 трлн. юаней в июне 2013 года.
Частичная реструктуризация внутреннего долга КНР приведет к увеличению дефицита госбюджета с 2,1% от ВВП в прошлом году до 2,3% в 2015-м или 1,62 трлн. юаней, заявил в своем выступлении на сессии ВСНП китайский премьер Ли Кэцян. Из них две трети – 1,12 трлн. юаней составит дефицит центрального правительства, а оставшиеся полтриллиона – дефициты бюджетов региональных властей.
Частично решить проблему региональных долгов, считают в Пекине, может модель государственно-частного партнерства (ГЧП), которая направлена на реструктуризацию долгов в корпоративные облигации. Однако власти на местах используют эту модель неохотно. Их нежелание имеет под собой веские основания. На местах боятся, что им придется осуществлять необходимые с государственной точки зрения, но непривлекательные в финансовом отношении инфраструктурные проекты и, естественно, наращивать долги, а частный бизнес перехватит прибыльные проекты, например, крупные стройки, и получит основную выгоду от ГЧП.
Комментарии