Очевидно, что все новые работы надо рассматривать как единое концептуальное высказывание. О чем оно? Первая работа изображает горного козла, который балансирует на выступе. Из-под его копыт вниз летят нарисованные камушки, он на краю пропасти, но держится. На парнокопытное направлена уже вовсе не нарисованная камера видео-наблюдения. «Большой брат следит за тобой» – как бы напоминает нам Бэнкси, вторя Джорджу Оруэллу (цитата из романа «1984»). К теме тотальной слежки за каждым художник-невидимка обращался много раз, ее можно считать сквозной в творчестве загадочного уроженца Бристоля, чья личность по сей день неизвестна.
Следующая работа появилась в районе Челси. На стене дома Бэнкси изобразил двух слонов, которые стремятся друг к другу хоботами. Слонов художник тоже любит. В 2006 году у Бэнкси была персональная выставка в Лос-Анджелесе – гвоздем программы стал самый настоящий живой индийский слон, раскрашенный под красные обои с золотым узором. Подпись была краткой и ясной: «В комнате есть слон. Есть проблема, о которой мы никогда не говорим». В британском лексиконе имеется подобная известная идиома: «Слон в посудной лавке». Смысл ее тот же – это метафора проблемы, которая замалчивается. В то же время в изображении слонов, тянущихся друг к другу, есть легкая аллюзия на фреску Микеланджело «Сотворение Адама», которая, в свою очередь, отсылает к книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину». Романтический мотив и разнополость животных читаются в изображении: слон-девочка меньше размером, а у мальчика есть клыки.
Третья работа появилась на мосту через улицу Брик-Лейн. По нему, словно хватаясь за лианы, прыгают три мартышки. Обезьяны – еще один излюбленный образ Бэнкси. В 2003 году он изобразил в таком облике королеву Елизавету II. Одна из самых известных работ с шимпанзе на главных ролях художником написал маслом на холсте размером 2,5 × 4,2 метра в 2009 году. В 2019-м картину продали с молотка за 12,2 млн долларов – это самая дорогая работа художника-невидимки. На полотне изображены британские политики на заседание Парламента – и все в виде обезьян. Одни кричат, другие скалят зубы, третьи вытягивают губы в издевательской гримасе. После ее продажи художник сделал вариант картины и подписал: «Смейтесь сейчас, но однажды никто не будет у власти». Название работы «Devolved Parliament» недвусмысленно намекает на деградацию политической элиты. Любопытно, что в названии читается игра слов: devolutio – деволюция – это не только «эволюция наоборот» (то есть термин из биологии), но и еще и понятие в конституционно-правовой практике, обозначающее передачу (делегирование) центральными правительственными органами своих полномочий местным органам власти. Вряд ли с тех пор отношение к власти у Бэнкси хоть как-то поменялось.
Еще одна ассоциация, которая возникает при виде новой работы Бэнкси на Брик-Лейн, связана с известной композицией в святилище Никко Тосё-гу – трех обезьян, закрывающих глаза, уши и рот. Японские обезьяны символизируют идею недеяния зла и отрешённости от неистинного: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». Словом, тут прослеживается тот же лейтмотив, что и в инсталляции со «Слоном в комнате».
Таким образом Бэнкси рисует картину мира, который превращается в джунгли и не хочет этого замечать. Что еще интересно – количество его героев из мира животных возрастает в прогрессии, а движутся животные с Запада на Восток (первая работа появилась на Юго-Западе Лондона, вторая в центре города, третья – на Востоке). Красноречиво.
Комментарии