Константин Станиславский называл черную комедию Николая Эрдмана «Самоубийца» одним из «значительнейших произведений нашей эпохи», автора сравнивал с Николаем Гоголем и лично писал Иосифу Сталину письмо с просьбой о постановке. Подобно «Ревизору» пьеса начинается с анекдота, но заканчивается драмой. Главный герой ссорится с женой из-за ливерной колбасы, решает покончить с собой, и внезапно всем знакомым это оказывается на руку. «Самоубийцу» высоко оценили Максим Горький и Анатолий Луначарский, но при жизни автора пьеса так и не была поставлена. С 3 сентября в МХТ имени А. П. Чехова необычная история будет идти в интерпретации Николая Рощина.
Еще одна премьера театра — психологическая драма с элементами фантастики «Флешбэк 2002». Она стартует 4 октября на Новой сцене. Спектакль в постановке Олжаса Жанайдарова перенесет зрителей на 22 года назад, чтобы поностальгировать о времени, когда все пользовались кнопочными телефонами, запоем читали Харуки Мураками, Виктора Пелевина и слушали Moby.
Вечная классика — Пушкин и Шекспир
Сергей Безруков поставил в Московском губернском театре «Капитанскую дочку» Александра Пушкина — премьера запланирована 12 и 13 сентября. На примере трагичной истории любви Петра Гринева и Маши Мироновой зрители будут исследовать вопрос фатальности судьбы, возможность покаяния и прощения. В спектакле используется не только текст повести, но и научная монография «История Пугачева», а также — реальные документы, связанные с восстанием Емельяна Пугачева.
Режиссер-постановщик «Бесприданницы» в Малом театре Александр Вельмакин — один из победителей творческой лаборатории «Постигая Островского», которую организовали в год юбилея драматурга. История Ларисы Огудаловой раскроется зрителям в новом прочтении — под музыку Антонио Вивальди, Макса Рихтера и Жан-Филиппа Рамо. Премьера состоится 13 сентября.
В «Ленкоме» в октябре представят «Гамлета» Уильяма Шекспира в постановке Антона Яковлева. В спектакле заявлены Антон Шагин, Виктор Раков, Максим Аверин, Анна Якунина и другие известные актеры. А в начале ноября в Театре сатиры можно будет посмотреть «Игроков» Николая Гоголя. Свое видение истории искусного шулера покажет режиссер Альберт Хасиев. Он сделал акцент на актерскую пластику: с ее помощью изобразят даже карточные игры.
Больше музыки — баллада и оперетта
Визитная карточка Театра Российской армии — «Гусарская баллада» — получила новую жизнь. Музыка теперь звучит на протяжении всего спектакля — как знакомые мелодии Тихона Хренникова, так и менее известные его композиции, написанные к «Много шума из ничего» и «Дуэнье». В этом заслуга режиссера, заслуженной артистки России Татьяны Константиновой. Она отметила, что хотела подарить людям «глоток радости», праздник, пышное и воодушевляющее действо. Первые показы пройдут 18 и 19 сентября.
Популярную оперетту «Сильва» неожиданно решили показать в драматическом Театре имени М. Н. Ермоловой. Режиссеры Василий Козарь, Василий Буткевич и руководитель постановки Олег Меньшиков предлагают посмотреть на любовь Сильвы и Эдвина глазами современного человека. Но кое-что в оперетте останется неизменным — музыка Имре Кальмана. Премьера запланирована на 20 сентября.
Новая классика — современные авторы
На Малой сцене Театра наций молодой китайский режиссер Дин Итэн поставил спектакль по роману писателя Лю Чжэньюня. В истории «Я не убивала своего мужа» много китайской специфики — чего стоит одна огромная декорация в виде перевернутой сковороды-вок. Будут аутентичные танцы и традиционный азиатский грим. По словам постановщика, получился веселый спектакль с яркими костюмами, китайскими музыкальными инструментами и многочисленными актерскими трюками. Премьера — 10 сентября.
За основу нового проекта Театра на Таганке взяли пьесу Рината Ташимова. Вместе с режиссером Георгием Сурковым в спектакле «Дар» они фантазируют о супергероях СССР — Союзе четырех суперсил. Молодые, энергичные и могущественные — их лица изображали бы на барельефах и мозаиках. Вместе со зрителями авторы будут размышлять, как сложилась судьба героев через десятки лет, когда они вышли на пенсию и стали обычными людьми. Посмотреть креативную историю можно на Новой сцене с 27 сентября.
Историческая опера и балет
В Большом театре 15 сентября — премьера оперы «Князь Игорь» Александра Бородина под музыкальным руководством Валерия Гергиева. В основе истории — текст «Слова о полку Игореве» о неудачном походе русских князей против половцев. Сценография воспроизводит спектакль Мариинского театра, оттуда же привезли декорации и костюмы. В Москву из Санкт-Петербурга приехала и опера «Руслан и Людмила» Михаила Глинки — ее премьера на Исторической сцене состоится 30 октября.
Седьмого сентября возобновится показ балета «Спящая красавица» по сказке Эрнста Гофмана в хореографической редакции Юрия Григоровича и с музыкой Петра Чайковского. Среди заявленных артистов — Елизавета Кокорева, Артем Овчаренко, Екатерина Крысанова и Дмитрий Смилевски.
Комментарии