Банк России может изменить порядок расчета цены полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителей. Регулятор предлагает ввести скидки до 34% для опытных водителей и повысить цену для некоторых молодых автовладельцев. Соответствующий проект указания Центробанк разослал на ознакомление страховщикам.
Кроме того, ЦБ предлагает в 1,5 раза увеличить цены на страховки без ограничения числа водителей и изменить порядок применения коэффициента «бонус-малус».Как следует из проекта указания, ЦБ предлагает более детально разделять водителей по возрасту и стажу, в зависимости от этого применять коэффициенты, на которые умножается цена ОСАГО. У некоторых категорий молодых водителей коэффициент повысится. Так, максимальный коэффициент 1,8 получат водители 22—24 лет со стажем до четырех лет и водители 25—29 лет со стажем до одного года включительно (сейчас они получают коэффициент 1,6—1,7).Кроме того, коэффициент 1,8 получат все водители в возрасте от 16 до 21 года. Коэффициент 1,8 для показателя «возраст — стаж» останется максимальным.Впервые по этому параметру появляются понижающие коэффициенты: от 0,99 (соответствует скидке в 1%, для водителей 35—39 лет со стажем пять—шесть лет) до 0,66 (скидка 34%, для водителей старше 49 лет со стажем более 14 лет).
Сейчас скидок за стаж и возраст в ОСАГО нет — все водители старше 22 лет со стажем более трех лет получают коэффициент 1. Более молодые и менее опытные получают повышающие коэффициенты: до 22 лет со стажем менее трех лет — 1,8, более 22 лет со стажем до трх лет — 1,7, до 22 лет со стажем более трех лет — 1,6.
Кроме того, ЦБ предлагает снизить повышающие коэффициенты для водителей, получающих права в 30 лет и старше: для водителей 30—34 лет без стажа вождения коэффициент составит 1,66, 35—39 лет — 1,48, 40—49 лет — 1,37, старше 49 лет — 1,18 (сейчас для всех этих категорий — 1,7).
Более детальная разбивка коэффициентов по возрасту и стажу сделает цену ОСАГО справедливой без повышения тарифа, заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его словам, средняя цена ОСАГО и общие сборы страховщиков в результате не должны измениться. «Опытные водители получают скидку, зато молодые и неопытные — повышающий коэффициент. В сухом остатке средняя премия остается такой же», — комментирует он. Аналогичный подход к дифференциации водителей по возрасту и стажу, по словам Юргенса, применяется при расчете цены полиса каско.
Проект указания ЦБ предполагает повышение в 1,5 раза цены страховки «мультидрайв» — без ограничения числа водителей (по оценкам РСА, таких полисов ОСАГО около 15%). Сейчас повышающий коэффициент для таких полисов составляет 1,8, ЦБ предлагает повысить его до 2,7 для физических лиц, а также снизить до 1,68 — для юридических. «Такой собственник вправе допустить к управлению автомобиля любого водителя, в том числе сильно аварийного и молодого», — объясняет повышение ставки коэффициента Юргенс.
Кроме того, указанием предлагается реформировать систему коэффициента «бонус-малус». КБМ — один из основных факторов цены ОСАГО: максимальный коэффициент для виновников ДТП составляет 2,45, максимальная скидка для аккуратных водителей — 50% (за 13 лет безаварийной езды).
ЦБ предлагает рассчитывать КБМ каждого водителя на 1 января на основе данных в базе РСА и не менять его в течение календарного года. Сейчас КБМ водителю считают в момент заключения или продления страховки ОСАГО. Поскольку водитель может быть вписан в разные полисы, то у него может быть несколько КБМ, что вызывает путаницу (жалобы на неверный КБМ в I квартале составили 51% всех жалоб на ОСАГО в ЦБ).Новый механизм позволит сократить число жалоб, сделав присвоение коэффициента более прозрачным, считает Юргенс.
Комментарии