Россия готова запустить аммиакопровод Тольятти-Одесса в считанные дни. Но Киев этому активно препятствует, действуя исключительно в своих интересах и игнорируя нужды стран Африки, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По оценкам экспертов, аммиакопровод мог бы существенно повысить эффективность международной зерновой сделки, чья основная задача – сполна обеспечить беднейшие государства удобрениями и продовольствием.
На мировом рынке нет производителей, способных заменить Россию в качестве экспортера аммиака. Остальные либо не могут нарастить выпуск чисто физически, либо — задирают цены, заметил глава НПО Brazzaville Foundation Жан-Ив Готье. В свою очередь, Reuters сообщил об очередном требовании Киева: Украина согласится на транзит российского аммиака по своей территории, если в зерновую сделку включат больше украинских портов и расширят спектр экспортируемых товаров. Сделка, напомним, была заключена в июле 2022 года при участии Турции, Украины, России и при содействии ООН. Продленная на сегодняшний день до 18 июля, она обеспечивает вывоз зерна из портов Одессы, Черноморска и Южного, и предполагает снятие ограничений на экспорт российской сельхозпродукции, чего до сих пор не произошло.
Одним из требований Москвы остается запуск трубопровода Тольятти-Одесса, транзит аммиака по которому на экспорт был приостановлен 24 февраля 2022 года из-за начала боевых действий на Украине. В течение всех последующих месяцев судьба этого маршрута являлась разменной монетой в противостоянии России с Западом и Украиной. В контексте зерновой сделки он крайне важен по целому ряду причин. Аммиак (неорганическое химическое соединение) – ключевой компонент химической индустрии, применяемый для изготовления как взрывчатых веществ, так и азотных удобрений. Строительство аммиакопровода, призванного соединить производственные мощности Тольятти с портовой инфраструктурой Одессы, было начато в 1970 годах. Предприятие «Тольяттиазот», созданное в 1979-м, числится в десятке крупнейших мировых производителей аммиака, а в России ему нет равных.
Главной задачей аммиакопровода была транспортировка продукции на экспорт через одесский припортовый завод в городе Южный. Там сырье загружалось в танкеры и отправлялось через Черное море к покупателям. По данным на 2020 год, импортировали его, прежде всего, Украина (18,9% от стоимости поставок), Эстония (16,1%), Марокко (12%), Турция (11,6%), Индия (7,4%), Болгария (7,4%). Для России аммиакопровод был и остается единственным каналом экспорта аммиака, его судьба неоднократно обсуждалась на переговорах с участием представителей РФ, Запада и Киева. Последний в сентябре предложил запустить его в обмен на освобождение всех украинских военнопленных. «Разве люди и аммиак – одно и то же?» — отреагировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. А 23 ноября Владимир Путин сообщил, что Россия проработает с ООН вопрос возобновления работы аммиакопровода.
«Речь идет о по-настоящему серьезной проблеме для мирового продовольственного рынка, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Дело в том, что аммиачные удобрения крайне востребованы агрокомплексом, а Россию в роли основного производителя и экспортера аммиака попросту некому заменить. Сопоставимые объемы никто больше дать не в состоянии. В Африке дефицит настолько велик, что ситуация чревата гуманитарной катастрофой. Учитывая традиционно слабую продовольственную безопасность региона, не стоит это обстоятельство игнорировать. Аммиакопровод Тольятти-Одесса, рассчитанный на прокачку около 2,5 млн тонн сырья в год, что достаточно для производства 7 млн тонн удобрений, сегодня простаивает не по техническим, а исключительно по политическим причинам».
Комментарии