Доступ европейских граждан к «Северному потоку – 2» позволит им сэкономить порядка €8 млрд в год за счет снижения цены газа на 13%. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе компании — оператора проекта Nord Stream 2 AG. Газопровод планируется построить к концу 2019 года. К настоящему моменту проект столкнулся с двумя реальными проблемами. Во-первых, позиция Дании делает вероятным перенос запуска газопровода на более поздние даты. Во-вторых, поправки к газовой директиве Евросоюза, принятые в середине апреля, ставят под вопрос сроки его окупаемости. Правда, как отметил постпред России при ЕС Владимир Чижов, в Москве не видят в этом препятствий.
— Если газопровод будет построен к концу 2019 года и введен в эксплуатацию в 2020 году, европейские семьи получат доступ к источнику газа с более низкой себестоимостью и сэкономят €8 млрд в год. Это произойдет за счет того, что цены снизятся на 13%, — сообщили в пресс-службе Nord Stream 2 AG.
Тем не менее реальные сроки запуска, как и будущая рентабельность проекта, до сих пор остаются под вопросом. В частности, из-за действий властей Дании, затягивающих строительство «Северного потока – 2», и поправок, которые недавно были внесены в газовую директиву Евросоюза.
Спокойно в Датском королевстве
К апрелю 2019 года Дания осталась единственным из пяти государств, так и не выдавшим разрешение на строительство газопровода в Балтийском море. Остальные участники — Германия, Россия, Финляндия и Швеция — сделали это еще к середине 2018 года.
До недавнего времени на рассмотрении Копенгагена находилось две заявки на прокладку труб в датских территориальных водах, которые Nord Stream 2 AG подавала в апреле 2017 года и августе 2018-го. Обе находятся в подвешенном состоянии, поскольку датский регулятор до сих пор их не отверг и не одобрил.
Насколько вероятно положительное решение — большой вопрос. Дело в том, что, согласно поправкам к датскому закону о континентальном шельфе, внесенным в 2017 году, местные власти могут отклонять заявки на строительство трубопроводов в своих территориальных водах исходя из соображений внешней политики и политики безопасности страны, Евросоюза и НАТО. И это может коснуться не только грядущих запросов, но и тех, что были поданы до вступления закона в силу. Таким образом, они могут быть заблокированы по политическим мотивам.
15 апреля стало известно, что к двум заявкам прибавилась третья — на строительство газопровода по альтернативному маршруту, проходящему в исключительной экономической зоне Дании к югу от острова Борнхольм, то есть уже в международных водах. Это значит, что запретить прокладку труб Копенгаген не сможет. Тем не менее датский регулятор заявил о твердом намерении провести экологическую оценку СП-2, а на это ему потребуется по меньшей мере шесть месяцев. По словам гендиректора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, точно сказать, когда будет принято решение и будет ли оно принято вообще, нельзя.
— Дело в том, что Дания ничего не запрещает. Она просто затягивает с выдачей разрешения, — отметил «Известиям» эксперт. — Сложно понять, что здесь является мотивацией, особенно учитывая, что разрешение было выдано на проект «Северный поток – 1», который успешно реализован и работает.
Угроза окупаемости
Что касается сроков окупаемости газопровода, то они могут сместиться в связи с поправками к газовой директиве ЕС, которые 15 апреля были одобрены Советом ЕС. Брюссель выступает против «Северного потока – 2» с самого начала реализации проекта, мотивируя это тем, что поставки газа из России ставят европейские страны в зависимость от Москвы и тем самым подрывают их энергетическую безопасность.
Согласно внесенным в директиву изменениям, поставщик газа не может быть одновременно владельцем газопровода. При этом он должен гарантировать другим поставщикам доступ к нему. Соответственно, «Газпром», которому принадлежит 100% акций Nord Stream 2 AG, должен отказаться от функций оператора. Это значит, что проект окупится гораздо позже, чем предусматривали акционер и инвесторы.
По газовой директиве есть одно уточнение: если трубопровод принадлежит компании из страны, которая не является членом ЕС, то ее соблюдение контролирует государство, через территорию которого газопровод попадает на территорию Евросоюза — в данном случае Германия. Она же (правда, при согласовании с Еврокомиссией) может сделать для СП-2 исключение из новых правил.
Комментарии