Расширение полномочий промышленного вице-премьера Юрия Борисова в новом правительстве вызвало возврат протекционистских идей в регулирование закупок государства и его компаний. Предлагаемые Минфином и ФАС инициативы по поддержке импортозамещения в аппарате вице-премьера считают недостаточными и настаивают на принятии не поддерживаемых до смены правительства проектов Минпромторга и оборонного лобби о квотировании закупок у российских предприятий. Такие проекты уже направлены в Минфин, ФАС и Минэкономики и предполагают введение минимальной квоты для закупок российской продукции. Впрочем, данные казначейства указывают, что меры по импортозамещению должны носить более точечный характер — общая норма для разных отраслей из-за их отличий либо невыполнима, либо уже выполнена.
Идеи квот на закупки российской продукции в заказах государства и госкомпаний вернулись в Белый дом. Как выяснил , проекты поправок Минпромторга в ФЗ-44 и ФЗ-223 (о госзакупках и закупках у госкомпаний) направлены на согласование в министерства, размер квот предложено определять правительству. Подготовить к 1 февраля такие предложения поручил «промышленный» вице-премьер Юрий Борисов 23 января. Решения предполагается принять в конце марта. В ФАС подтвердили получение документов, пояснив, что концептуально с ними согласны, но у службы есть «ряд замечаний». Хотя в Минпромторге ожидают возражений, проектам ведомства дан зеленый свет, сообщал глава профильного департамента ведомства Алексей Ученов в минувшую пятницу.
Дискуссия о дополнительных мерах протекционизма продолжается год, и до сих пор инициативы Минпромторга и Юрия Борисова как вице-премьера по ОПК о введении квот сталкивались с сопротивлением курировавшего гражданскую промышленность экс-вице-премьера Дмитрия Козака и регулятора в сфере закупок — Минфина . Производители же добивались расширения господдержки, ссылаясь на поручение Владимира Путина по диверсификации предприятий ОПК и привлечению их к контрактной компании по нацпроектам. Инициативы ведомств обсуждались на совещании у президента, но достичь согласия тогда не удалось, и обсуждение должно было вернуться в Белый дом.
В новом же правительстве в ведение Юрия Борисова — идеолога квотирования закупок российской продукции — перешли и вопросы гражданской промышленности. По его мнению, инструменты ФЗ-44 и ФЗ-223, на применении и настройке которых настаивает Минфин, недостаточно эффективны для поддержки импортозамещения, рассказали в аппарате чиновника. Нет и достоверной статистики по госзакупкам отечественной продукции — она носит фрагментарный характер, «по секторам»,— хотя этот аргумент, отметим, скорее работает против введения общей квоты.
Как поясняла ранее замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе, качественная статистика о происхождении товаров появилась только с этого года, когда участников закупок обязали указывать его. В целом на отечественные товары уже приходится около 50% закупок, но доля зависит от сегмента — например, для лекарств и медизделий она ниже. Это же затруднит и реализацию идеи промышленников о квотировании закупок в отдельных секторах из-за отсутствия мощностей и технологий — в результате отраслевые квоты все равно потребуют точечной настройки. Более того, как отмечают в Минфине, правила определения страны происхождения товара при закупках также прописываются отдельным постановлением правительства в каждой категории, что тоже осложняет применение общей квоты.
В ФАС же считают, что поддержка российских производителей должна быть комплексной и включать введение минимальной доли закупок для глав министерств, регионов и муниципалитетов, распространение ценовой преференции на все отечественные товары с дифференциацией в зависимости от рынка, дополнительные ограничения на закупку иностранной продукции по критическим для страны товарным позициям и формирование НМЦК с учетом стоимости в том числе российской продукции, рассказал замглавы ФАС Михаил Евраев.
Комментарии