Все дополнительные ресурсы, которые Пенсионный фонд РФ получит от изменения пенсионного законодательства, будут направлены на индексацию пенсий, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на заседании Общественного совета при минфине.В случае принятия предложенных правительством изменений в пенсионной системе собственные доходы Пенсионного фонда РФ (без учета транcферов из федерального бюджета) будут устойчиво расти.
Если в 2018 году, по оценке минфина, они составят 4,88 триллиона рублей, то в 2019 году (предполагаемый первый год поэтапного повышения пенсионного возраста) вырастут до 5,17 триллиона, в 2020 году — до 5,42 триллиона, в 2021 году — до 5,79 триллиона рублей (плюс 5,9, 4,8 и 6,8 процента соответственно).С учетом обещанной индексации пенсий, фактически вдвое опережающей плановую инфляцию (в среднем на тысячу рублей в год), расходы Пенсионного фонда РФ также существенно вырастут: с 8,17 триллиона рублей в этом году до 8,59 триллиона в следующем, 8,88 триллиона в 2020 году и 9,14 триллиона в 2021-м.
Таким образом, фискальный эффект от роста страховых сборов, обеспеченного работниками текущего предпенсионного возраста, будет перекрыт расходами на увеличение самих пенсий, и минфин планирует, что трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование начнет понемногу снижаться с 2020 года, однако и в 2021 году (0,94 триллиона рублей) будет больше, чем в текущем году (0,63 триллиона). Такие параметры минфин заложил в проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на ближайшие три года.
Тратить средства ФНБ на новые проекты правительство сможет с 2020 года, они будут связаны с экспортом
Силуанов также рассказал, что, по оценкам минфина, в конце 2019 — начале 2020 года ликвидные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) достигнут такого объема, что из него можно будет открыть финансирование новых проектов. Силуанов признал, что, по сути дела, это означает ослабление бюджетного правила (на чем настаивает, в частности, глава Счетной палаты Алексей Кудрин), по которому в фонде «стерилизуются» все дополнительные (сверх заложенной в бюджет цены нефти) нефтегазовые поступления. Однако этого можно избежать, если использовать средства ФНБ для поддержки экспорта, «чтобы эти деньги работали на экономику, но не внутри, а извне», сказал министр. По его словам, такая конструкция сейчас рассматривается.
В июне «проектные мастерские» Российского экспортного центра предложили использовать специнвестконтракты (СПИК) для долгосрочной поддержки проектов крупных компаний, ориентированных на экспорт, — иначе говоря, помощь и льготы будут обусловлены поставкой определенного объема продукции за рубеж. Эта идея, по всей вероятности, в том или ином виде войдет в национальный проект «Международная кооперация и экспорт», который должен быть представлен в октябре.
По закону до достижения ФНБ 7 процентов прогнозируемого ВВП (по текущему счету — около 7 триллионов рублей) не допускается размещение его средств в какие-либо финансовые активы, за исключением финансирования ранее начатых проектов. В июне ФНБ впервые за много лет принял новые поступления (0,9 триллиона рублей дополнительных нефтегазовых доходов за прошлый год, конвертированных в валюту), на 1 июля его объем составил 4,84 триллиона рублей. Всего по итогам этого года, ранее говорил Силуанов, в ФНБ поступят 2,2 триллиона рублей.
Комментарии