Росфинмониторинг и Центробанк предупредят банки о подозрительных клиентах, с которыми были расторгнуты действующие договоры на обслуживание и которым было отказано в проведении операций. В настоящее время ЦБ и финразведка разрабатывают соответствующие нормативные акты, проекты положений есть в распоряжении «Известий».
Изначально данные о клиентах-«отказниках» поступают в Росфинмониторинг от самих участников финрынка — банков и некредитных финансовых организаций (негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, брокеров, ломбардов, микрофинансовых организаций, управляющих компаний и др.). Участники финрынка неохотно делятся подобными сведениями друг с другом, а отсутствие информационного обмена создает почву для злоупотреблений. В то же время финансовые организации сообщают в Росфинмониторинг о фактах отказа в обслуживании по действующему «антиотмывочному» закону (115-ФЗ). Теперь финразведка будет оперативно информировать ЦБ обо всех клиентах-«отказниках», а тот — поднадзорные организации, в первую очередь — банки.
В проекте положений говорится, что информация о клиентах, которым было отказано в обслуживании или с которыми был расторгнут действующий договор, будет включать сведения об организации, которая отказала клиенту в проведении трансакции или расторгла с ним договор, дату принятия решения об отказе, информацию о клиенте. Сообщения с этими данными будут защищены с помощью криптографии (специального шифрования).
По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», новация поможет Росфинмониторингу и ЦБ в борьбе с «миграцией» недобросовестных клиентов банков. «Несмотря на совместные усилия ЦБ и Росфинмониторинга, наблюдается миграция недобросовестных клиентов в крупнейшие банки с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах операций, — говорится в отчете Росфинмониторинга за 2015 год. — В прошлом году было выявлено 96 тысяч фактов миграции».
В отчете финразведки также указано, что банки отказали в заключении договоров 142 тыс. клиентов (трехкратный рост по сравнению с 2014 годом). Отказ в проведении трансакций получили 94 тыс. граждан (рост более чем в три раза по сравнению с 2014-м). Также в 2015 году было расторгнуто 2,3 тыс. договоров банковского счета (рост более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом). Официальные представители ЦБ и Росфинмониторинга подтвердили, что регулятор совместно с финразведкой ведет работу над проектами нормативных актов, определяющих механизм доведения сведений об отказах клиентам.
Комментарии