После президентских выборов главы МИД стран Евросоюза приняли решение касательно введенных ранее санкций в отношении Белоруссии. Европейские дипломаты сделали хитрый ход. Ограничения не были отменены, их лишь заморозили на 4 месяца. Тем самым совет ЕС намекнул, что при малейшей необходимости санкции вновь будут задействованы. Госсекретарь по европейским делам при МИД Франции Арлем Дезир, например, заявил, что решение фактически половинчатое — санкции приостановлены, чтобы оказать «содействие соблюдению демократии и прав человека.. Также дипломат подчеркнул, что приостановка санкций не означает, что оружейное эмбарго будет отменено.
Напомним, что ограничения приостановили в ответ на освобождение политзаключенных в августе 2015 года. Тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко принял решение помиловать Николая Статкевича, Николая Дедка, Игоря Олиневича, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко и Юрия Рубцова. Чем на самом деле руководствовался Европейский Союз, принимая решение о приостановке санкции, а также, что должно произойти, чтобы ограничения вновь возобновили, «МК» рассказали эксперты.
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ:
«Санкции не отменили. Они были именно приостановлены. Несколько месяцев ЕС будет проверять Лукашенко. Оценивать его поведение. Одно неверное движение — и санкции возобновят. Дело не в степени демократичности, а в степени послушности. ЕС будет смотреть, «отвяжется» ли президент Белоруссии от России. От этого зависит, какое окончательное решение будет принято. Это выглядит как шантаж. Он кажется мягким и гуманным. На самом же деле он жесткий и совершенно определенный».
Валерий Карбалевич, белорусский политолог:
«Процесс размораживания отношений между Белоруссией и Европейским Союзом начался давно. Ускорился же он с момента начала украинского кризиса. Главное условие, которое ставил ЕС Белоруссии – освобождение политзаключенных. Ещё в августе они были освобождены. Несмотря на то, что в Европейском Союзе заявили, что выборы в Белоруссии не соответствовали мировым стандартам, санкции было решено заморозить. Введены они были в прошлом октябре и всего на один год. Сейчас было необходимо принять какое-то решение. Думаю, что именно появление новых политзаключенных может побудить Европейский Союз ввести новые ограничения».
Комментарии