Российские туристы, обратившие в последние годы внимание на собственную страну, ждут от отечественного турбизнеса интересных предложений: увлекательных событий, маршрутов, рассчитанных не только на пару выходных, но и, например, на длинные зимние каникулы. Как удовлетворить спрос и поддерживать его, как привлечь на мероприятия туристов и извлечь из праздника или фестиваля максимум выгоды для территории — об этом и многом другом рассуждали участники пятого международного туристского форума Vizit Russia в Ярославле.
Зацепить гостя
По словам замруководителя Федерального агентства по туризму Сергея Корнеева, сегодня для туризма, несмотря ни на что, «очень хорошее время». Во всем мире эта отрасль экономики развивается невероятными темпами, и это связано с изменением образа жизни современного человека. Путешествия для него стали частью жизненного цикла — ему, как компьютеру, чтобы продолжить работу, время от времени требуется перезагрузка. К россиянам это относится в полной мере, причем в последнее время они все чаще готовы «перезагружаться» в границах собственной страны.
В последние несколько лет мы видим возрождение интереса к внутреннему туризму, — заявил чиновник. — Очарование заграницей стало проходить и возникло понимание, что мы очень мало знаем нашу страну. Лишь какие-то образы — «Золотое кольцо», белые ночи Санкт-Петербурга, Байкал, Камчатка… Но эти слова не дают обычному человеку представления, зачем туда ехать и что делать там две недели. Ответы на такие вопросы — и есть шанс для развития внутреннего и въездного туризма.
Мощнейший драйвер роста внутреннего турпотока — происходящие на территориях уникальные события, которыми потенциального путешественника можно «зацепить», чтобы он заинтересовался историческим и культурным потенциалом местности, а потом, глядишь, вернулся для его изучения.
— Спрос растет благодаря публикациям в СМИ и «сарафанному радио», роль которого сегодня хорошо выполняют социальные сети, — подчеркнул Сергей Корнеев.
Уйти, чтобы вернуться
Как именно это происходит, видно на примере Углича. До 2006 года здесь не было никаких мероприятий, направленных на привлечение туристов. Для местных жителей устраивали традиционные праздники — Новый год, Масленицу и так далее. Город жил тихой провинциальной жизнью, пока власти не приняли решение сделать ставку на туризм. Провели маркетинговое исследование, оценили имеющийся «изюм», и в результате появились уже ставшие известными четыре события: «Зимние забавы в Угличе», велофестиваль «Угличская верста», многодневный международный «Фотопарад в Угличе», а также детский фестиваль, который сейчас преобразуют из городского во всероссийский.
По словам советника главы Угличского района, директора Ассоциации малых туристских городов Елены Каневой, возвращаемость людей на все эти события составляет 65 процентов. Причем этот показатель не учитывает «диких» туристов, которые не регистрируются для участия в мероприятии, а приезжают просто посмотреть.
Впечатляет и получаемый от названных событий экономический эффект. Елена Канева сообщила, что на проведение всех четырех фестивалей в год из разных источников тратится примерно три миллиона рублей. Но только один фотофестиваль позволил заработать 7-8 миллионов — столько средств его гости оставили в гостиницах, ресторанах, музеях и прочих местных заведениях.
На одно лицо
Истину, что событийный туризм дает импульс развитию внутреннего и, главное, — продвижению территории, понимают, наверное, уже во всех российских городах и поселках. Об этом свидетельствует только одна цифра: в этом году на конкурс национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards было заявлено 684 проекта — в два раза больше, чем годом ранее.
Календарь станет не просто путеводителем, а системой обратной связи между организаторами событий и турфирмами
Однако та же премия выявила и проблемы, которые не позволяют добиваться желаемого эффекта, несмотря на все, подчас титанические, усилия. Например, многие регионы «варятся в собственном соку», не обращая внимания на то, что делают даже ближайшие соседи, из-за чего в разных областях появляются однотипные мероприятия с одинаковыми названиями. Так, в 2013 году, по словам учредителя и председателя попечительского совета премии Геннадия Шаталова, на конкурс поступило сразу 12 проектов «Медовых фестивалей». Между тем уникальность события и его узнаваемость — одно из условий востребованности у туристов из других регионов и стран.
Кроме того, многие «событийщики» стараются привлечь на свои праздники «абсолютно всех» туристов, что, по мнению Геннадия Шаталова, в корне неправильно: «У любого события есть главная целевая аудитория». Ее и следует выбрать. Еще одна распространенная ошибка — стремление задействовать в раскрутке проекта все имеющиеся коммуникативные возможности: печатные СМИ, телевидение, интернет-ресурсы.
— Для каждой целевой аудитории есть свой канал коммуникации. Главное — четко определить цели и задачи проекта и результат, которого хотелось бы достичь, — уверен эксперт.
Дружить фестивалями
Успешно сработать на общий результат могла бы, по мнению многих экспертов форума, и «дружба проектами», особенно по одной теме. Геннадий Шаталов, например, предложил в следующем году на Главной Масленице страны в Ярославле собраться гонцам или «посольским дворам» Маслениц из других регионов, подписать соглашение и создать некую общую карту событий.
Таковая есть в любом развивающем туризм регионе, но за пределами области или конкретного города, несмотря на все средства коммуникации, о карте могут и не знать. Пример — Ярославская область, которую на форуме с полным на то основанием называли одним из лидеров развития событийного туризма. По словам завкафедрой регионоведения и туризма Ярославского госуниверситета Андрея Данилова, проведенное им исследование показало, что в других регионах России о ярославских проектах осведомлены, прямо скажем, плохо.
— Я провел опрос экспертов из восьми туроператорских компаний Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей и Татарстана, — рассказал представитель академической науки. — Результаты меня не порадовали. Всего три оператора знают о каких-либо событиях в Ярославской области. В двух назвали Главную Масленицу, владимирцы знают чуть больше. Туроператоры признаются, что информация о событиях совершенно до них не доходит или появляется поздно и в таком виде, что они не могут ее использовать для формирования своих турпродуктов.
Будем надеяться, что проблему решит только что запущенный Ростуризмом проект «Время отдыхать в России», в котором участвуют субъекты Федерации, туристские информационные центры и предприятия турбизнеса. К проекту уже присоединились Санкт-Петербург, Татарстан и Ярославская область. Объединить российский отраслевой потенциал должен и национальный календарь событий, разработанный в минкультуры РФ в 2012 году и модернизируемый сейчас в Федеральном агентстве по туризму. По словам Сергея Корнеева, ресурс должен иметь простой интерфейс.
— Турист или турфирма должны получить информацию о событии, условно говоря, в три клика: узнал о событии — забронировал гостиницу — заказал экскурсионное обслуживание. И тогда это будет доступно любому желающему, — уверен замглавы ведомства.
По его словам, новый национальный календарь событий станет не просто путеводителем или базой данных, а системой обратной связи между организаторами событий и туристскими фирмами, своеобразным каталогом постоянно происходящих событий, которые позволят российским и иностранным туристам все время находить для себя что-то интересное.
Комментарии