Во МХАТ имени Горького 5 сентября открывается новый сезон. За лето театр стал еще более технологичным и стильным. Особенно это касается помещений, которые не видны публике. Но их точно оценят артисты и другие сотрудники. Генеральный директор МХАТа Владимир Кехман рассказал в интервью РИА Новости, как он собирается сделать здесь самую современную площадку для показа драматических и музыкальных спектаклей.
— Поразительная вещь — то, что мы открываем новый сезон 150-м показом спектакля «Женщины Есенина», который принес, мне кажется, не только известность новому МХАТ имени Горького, но и огромный финансовый успех. У нас сборы по этому спектаклю были уже более 500 миллионов рублей. Он помог нам практически дать работу 55 артистам. Плюс это огромный опыт для ХПЧ (художественно-постановочной части), потому что это очень сложный в исполнении спектакль. Он завоевал практически все крупные города России.
— Театр гастролировал с этим спектаклем сейчас, летом?
— Не только сейчас, он постоянно гастролирует! И не просто гастролирует, а уже имеет два дополнительных сета декораций. Чтобы спектакль «Женщины Есенина» мог постоянно показываться в Новосибирске и Санкт-Петербурге.
— То есть, получается, труппа просто приезжает на гастроли, а у нее там уже готовые декорации, которые не нужно возить с собой? Это, помимо решения логистических и организационных вопросов, как-то выгодно по финансам?
— Да, именно. И с точки зрения финансовой, чтобы вы понимали, сет, который сделали в Петербурге, мы уже окупили после двух показов.
— В новом сезоне этот спектакль, я вижу, снова хедлайнер, за два предстоящих месяца намечено более 30 показов в Москве.
— Да, мы им открываемся, работаем два месяца и после этого закрываем МХАТ на 11 месяцев.
— Как так? Вы вроде только провели здесь грандиозный ремонт, ввели новые спектакли, зачем закрываться опять?
— Нам нужно еще сделать полностью так называемую верхнюю механизацию, и после этого МХАТ станет полностью рабочим — на ближайшие 50 лет. В нем будет сделано все необходимое для современного театра.
— А что эти 11 месяцев будет делать коллектив?
— Наш репертуар сейчас скромный (с точки зрения количества названий), поэтому за эти месяцы мы будем готовить пять новых премьер. И будем гастролировать, конечно.
— То есть простоя не будет?
— А у нас простоя как такового не бывает. К тому же многие наши артисты часто снимаются в кино и сериалах. А сейчас у них вообще благодать: не надо ничего согласовывать, гастроли расписаны. Я даже где-то со страхом думаю, какое количество съемок они еще наберут и сколько времени у них останется на работу на основной сцене. С другой стороны, у нас много новых молодых актеров, которые будут задействованы в премьерах.
— А почему сейчас во МХАТе мало спектаклей?
— Дело в том, что из-за специфики этой большой сцены драматический репертуар, как оказалось, очень ограничен. Здесь невозможно показывать какие-то камерные вещи — действительно очень большая сцена. Эта площадка, этот театр все-таки должен был быть музыкальным, с оперными и балетными спектаклями. Мне это уже точно понятно.
И есть еще один момент, которого я не ожидал после большого опыта работы в музыкальных театрах. Драматические артисты очень ревностно относятся к своему участию в спектакле, не хотят ни с кем делить-чередовать свою роль. В музыкальных театрах не существует таких проблем: в блоке из пяти спектаклей может сначала один состав участвовать, потом другой. Здесь же я столкнулся с позицией: «Если возьмете звезду на эту роль — я вводиться в спектакль не буду». Мне это нравится — что наши артисты уверены, что они сыграют лучше, чем приглашенные звезды
— Сам зал, я смотрю, становится все шикарнее. Внутри красиво и стильно, удобные кресла, какая-то невероятная оркестровая яма.
— Это блистательный зал — со многих точек зрения. И да, к сезону мы усовершенствовали оркестровую яму: она единственная такая в Москве. Теперь у нас уникальная «нижняя механизация». Когда нужно, VIP-партер вместимостью 100 зрительских кресел исчезает и превращается в большую удобную оркестровую яму. Весь этот процесс занимает пять минут!
— А раньше?
— А раньше пять часов! Сейчас же мы можем, условно говоря, днем показывать драму, а вечером балет.
— Кто спроектировал это сценическое чудо?
— Для нас это сделали наши друзья в Европе. Проект задумывался еще до всех этих жестких санкций и ограничений, и наши европейские коллеги совершили подвиг, поставив нам это оборудование.
— Интерьер тоже обновили? Все заиграло сложными, глубокими цветами.
— Мне приятно, когда говорят: вы вернули красоту интерьера, как будто здесь все так и было. Но мы знаем и помним, как здесь все было. А сейчас это невероятно стильное помещение, везде такой брутализм, и мы добавили петербургского шика немного.
— При этом эстетика 70-80-х годов, эстетика МХАТа сохранилась.
— Да-да, конечно! Все интерьеры мы восстановили, всю мебель — это же все кубасовская мебель (Владимир Кубасов — главный архитектор здания МХАТа, построенного в начале 70-х годов. — Прим. ред.). Мы ее реставрировали, перетянули, сделали по его проектам.
— У вас еще и служебный вход преобразился?
— Да, он теперь очень красивый, приятно на работу приходить будет всем. А какие гримерные сделали! Удобные, большие, с душами, все комфортно.— И новый буфет тоже для сотрудников или для всех желающих?
— Новый буфет, точнее, это полноценная столовая для сотрудников — такой красивой нет ни в одном нашем театре. Это прямо произведение искусства, я считаю. И, конечно, будем приглашать работников нашего любимого Минкульта и других соседних ведомств у нас столоваться. Мы здесь можем принять в день до 250 человек. Дизайн, удобное зонирование, трансляции спектаклей, «умные экраны» с подробным расписанием и своя, домашняя еда. Хоть банкеты устраивай (а так и будет).
— А здесь, кстати, наливают?
— Будут наливать! Мы договорились с артистами, что только после завершения спектаклей. Творческим людям нужно порой расслабиться. Так пусть они это делают здесь, если хотят, а не бродят ночью по барам.
Комментарии