Общее количество посетивших зарубежье российских граждан за 2014 год снизилось на 15%. Негативные факторы только начали влиять на рынок, говорят эксперты. В этом году будет продолжать расти внутренний туризм, спрос на который подскочил на 30%. Ростуризм опубликовал статистику выезда российских туристов за рубеж и въезда иностранцев в Россию за 2014 год. Статистика основана на данных Пограничной службы ФСБ России. По итогам года общее количество граждан, посетивших в 2014 году зарубежные страны, снизилось на 15% по сравнению с 2013 годом — с 54,1 млн до 45,9 млн. По служебным целям за тот же период выехало на 10% меньше россиян — 927 тыс. вместо 1 млн. Путешествия по путевкам в 2014 году совершили всего на 4% меньше граждан — 17,6 млн против 18,3 млн год к году.
Успели посетить зарубежье
За 2014 год списки самых популярных стран по выезду за рубеж по туристическим и не связанным с туризмом целям почти не изменились. В топ-3 направлений для отдыха у россиян по-прежнему остаются Турция, Египет и Греция. Число посетивших по путевкам Турцию за год выросло на 7%, Египет — на 34% (среди массовых направлений это наилучший результат по росту турпотока). Грецию с целью туризма, напротив, посетило на 14% меньше россиян, чем в 2013 году. Китай, который в 2013 году занимал четвертое место, снизился на седьмую строчку. Снижение организованного туризма в Китай составило 28%: в прошлом году страну с целью туризма посетило на 300 тыс. человек меньше, чем в 2013 году.
Четвертую строчку в 2014 году заняла Испания, но не за счет увеличения турпотока. Ее по путевкам посетили 980 тыс. россиян, что на 3% меньше год к году. Следом идет Таиланд (933 тыс., -10%), Германия (820 тыс., -1%), Китай, Италия (747 тыс., +3%) и ОАЭ (597 тыс., -9%). Из топ-10 самых популярных стран по итогам 2014 года выпала Финляндия, количество реализованных путевок в которую снизилось на 58%, до 379 тыс. Ее место в списке занял Кипр, который посетили 549 тыс. россиян, что на 5% меньше, чем в 2013 году.
Подобные результаты произошли, несмотря на сложную экономическую ситуацию, колебания курса рубля и приостановку деятельности нескольких десятков туристических компаний во второй половине года. Эти факторы просто не успели серьезно отразиться на количестве путешествий в 2014 году, поскольку кризис в туристической отрасли начался в середине года, а изменение курса основных иностранных валют – уже ближе к концу года, объясняет статистические данные представитель Ростуризма Ирина Щеголькова. Помимо этого, сказался и рост популярности самостоятельного туризма.
Не весь прошлый год был для туриндустрии кризисным, напоминает коммерческий директор TEZ Tour Александр Буртин. «До первой волны девальвации рубля, которая пришлась на весну, рынок был на подъеме, — отмечает он. — И даже после нее, когда рубль нашел точку равновесия относительно доллара и евро, спрос на путевки по большинству направлений скорректировался очень незначительно». Глубина продаж путевок до ноября-декабря была достаточной, чтобы обеспечить относительно высокий уровень заполняемости рейсов и гостиниц на новогодние праздники.
В то же время общая ситуация на рынке отразилась на показателях отдельных стран. По словам Буртина, по отдельным дорогим дальним направлениям был зафиксирован спад, однако продажи путевок в бюджетные страны, например в тот же Египет, существенно подросли. Из других набравших популярность стран можно отметить Венгрию, которую по путевкам посетили на 54% больше россиян (59 тыс. человек), и Румынию – количество посещений с целью туризма выросло на 159%, 7,4 тыс. человек.
Согласно статистике Ростуризма, сложная экономическая и политическая ситуация успела серьезно отразиться только на общем количестве въездов россиян на Украину. В 2013 году Украина была самой посещаемой зарубежной страной у россиян, тогда в ней побывали почти 10 млн человек. Однако из-за политических событий в стране и на международной арене ситуация поменялась кардинально.
В прошлом году Украину посетило на 73,2% россиян меньше, чем годом ранее. В абсолютных цифрах поток уменьшился на 7,3 млн человек. Что касается общего количества посещений других зарубежных стран, то их список не изменился. В топ-10 стран остались Финляндия, Турция, Казахстан Абхазия, Египет, Украина (опустилась с первого на шестое место), Китай, Эстония, Польша и Германия.
Что касается прогнозов на 2015 год, то, по мнению участников рынка, возможны два варианта развития событий, которые зависят от курса рубля. «В случае дальнейшего укрепления рубля относительно доллара и евро спрос вырастет на более дорогие путевки, прежде всего в Европу, — отмечает Буртин. — Если же волатильность на валютном рынке продолжится, она будет способствовать дальнейшему перетеканию спроса в пользу внутреннего и бюджетного туризма». Внутренний туризм в России только в прошлом году показал рост на 30–40%, говорил глава Ростуризма Олег Сафонов. По прогнозам агентства, в 2015 году рост может составить от 30 до 50%.
Курс рубля прибавит России популярности
Вместе с сохранением относительно стабильных показателей по выезду россиян за рубеж мало изменились и показатели въезда в Россию иностранных граждан. По данным Ростуризма, в 2014 году Россию посетило 32,4 млн иностранцев. Это на 5% больше, чем в 2013 году. Интересно, что общее количество побывавших в России с целью туризма снизилось на 3%, а по служебным причинам, напротив, повысилось на 8%.
По итогам 2014 года, количество итальянцев, посетивших Россию, снизилось на 3%, до 220 тыс., американцев – на 16%, до 257 тыс., турок – на 6%, до 361 тыс., латвийцев – на 4%, до 374 тыс., литовцев – на 10%, до 487 тыс., немцев – на 7%, до 635 тыс. В то же время выросло количество въездов из Финляндии (+4% в целом, -27% с целью туризма), Китая (+5%, +10%), Польши (+11%, -37%), Израиля (+12%, +17%) и Южной Кореи (+26%, +58%). В 2015 году можно ожидать роста количества посещений России иностранцами из-за курса рубля. «Если нам из-за роста курса основных мировых валют стало отдыхать за рубежом дорого, то зарубежным гражданам, наоборот, стало выгодно приезжать в Россию», — считает Щеголькова.
Рост интереса к поездкам (к примеру, с целью шопинга) был отмечен в конце декабря прошлого года после «черного вторника». Тогда обвал рубля вызвал небольшой туристический бум: количество поисковых запросов на авиаперелеты в Россию в конце года выросло на 27%, а зарубежные СМИ сообщали о пике популярности зимних путевок и автобусных туров. Сообщалось, что интерес к поездкам в Россию особенно вырос в Финляндии, Китае, Белоруссии и Казахстане.
Комментарии