Глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов предложил министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову включить черкесский завод Derways в режим промсборки. Благодаря этому льготы беспошлинного ввоза автокомпонентов (0–5%), предоставленные иностранным автокомпаниям, построившим заводы в России, распространятся на Derways и на другие заводы такого же типа. Если властям Карачаево-Черкесии удастся добиться своего, то китайские автокомпании, производящие на Derways (Brilliance, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely), смогут активнее конкурировать с отечественным автогигантом «АвтоВАЗом». Кроме того, режим беспошлинного ввоза смогут получить китайские производители, готовые инвестировать в строительство автозаводов в России.
— Мы говорим о возможности внесения изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие понятие «промышленная сборка», дающие льготы автопроизводителям, имеющим собственное производство на территории Российской Федерации, — рассказал «Известиям» Хазрет Куджев, замминистра минпромэнерго КЧР. — Автомобильная компания Derways — одна из крупных бюджетообразующих компаний Карачаево-Черкесской Республики, которая является одним из самых динамично развивающихся производств и перспективных инвестиционных объектов России. На ней трудится более 2 тыс. человек.
Куджев отметил, что письмо с предложениями направлено в Минкавказа для включения в план рабочей группы по развитию промышленного производства на территории Северо-Кавказского федерального округа. По замыслу чиновников КЧР, Derways должен получить нулевые льготы при растаможивании машинокомплектов и комплектующих, которыми пользуются все иностранные компании, заключившие соглашение о промсобрке с Минэкономразвития. Для этого придется внести изменения в постановление правительства России (от 29 марта 2005 г. № 166) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».
В предложении властей КЧР о режиме промсборки для Derways (51% акций компании принадлежат Сбербанку) не делается акцент исключительно на черкесском заводе, речь идет обо всех производителях, имеющих автозаводы на территории России. В то же время фактически все иностранные компании уже работают в режиме промсборки. Исключение составляют только китайские компании, которые намереваются строить автозаводы в России. К примеру, 16 июля начнется строительство завода Lifan в Липецкой области; в 2014 году концерн Great Wall выразил намерение инвестировать $500 млн в строительство завода по выпуску суббренда Haval в Тульской области. Компания Chery рассматривает возможность покупки обанкротившегося завода «ТагАЗ». Производственные планы в России также имеют компании Geely, GAC, Hawtai и Changan.
Помимо таможенных льгот правительство КЧР просит включить Derways в число автокомпаний, получающих компенсацию части затрат на использование энергоресурсов и части затрат на оплату труда рабочих. Кроме того, в Карачаево-Черкесии попросили учесть убытки Derways, полученные от введения утилизационного сбора. Общая сумма запрашиваемых госсубсидий составляет примерно 13,4 млрд рублей. В Минпромторге «Известиям» сообщили, что Derways уже получает государственные субсидии.
— Участие любого автопроизводителя в программах государственной поддержки предприятий отрасли определяется только текстом соответствующих постановлений, и Derways не является исключением, — рассказали в пресс-службе Минпромторга.
В министерстве подчеркнули, что в декабре 2014 года Derways были выделены субсидии на уплату процентов по инвестиционным кредитам в размере 534,7 тыс. рублей. От ответа на вопрос о возможности включения Derways в число льготных программ промышленной сборки в Минпромторге уклонились. В Минэкономразвития, которое и заключало соглашения со всеми нынешними участниками промсборки, ответили однозначным отказом на появление нового участника.
— Мы не рассматриваем вопрос включения завода Derways в число производителей, работающих в режиме промсборки, поскольку с 1 января 2014 года мы соблюдаем договоренности, достигнутые при присоединении к Всемирной торговой организации, согласно которым мы не можем заключать никаких новых соглашений о промсборке. Кроме того, все старые игроки по этому соглашению перечислены поименно и новых там появляться не может, — рассказала «Известиям» помощник министра Минэкономразвития Елена Лашкина.
Эксперты убеждены, что помощь Derways получит, однако не за счет тех механизмов, о которых просит.
— Я не думаю, что сейчас кто-то будет трогать соглашение о промсборке, тем более что в 2018 году по соглашению с ВТО у всех производителей заканчиваются таможенные льготы (к этому моменту предполагается завершение строительства заводов и снижение ввозных пошлины на автомобили и компоненты. — «Известия»), к тому же у Derways нет должного уровня объемов производства. А вот из средств помощи промышленным предприятиям Кавказа, возможно, деньги будут выделены, — оценил перспективы черкесской компании исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
— В силу того что завод Derways находится на юге России, где не так развита промышленность и есть проблемы с трудоустройством граждан, скорее всего, правительство изыщет средства для поддержки этого предприятия. Однако я не думаю, что это как-то будет связано с промсборкой, потому что это поставит в неконкурентное положение инвесторов, уже работающих по данным соглашениям. Скорее всего, помощь окажут за счет других средств, — предположил аналитик по автопрому «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов.
Ранее «Известия» писали о переговорах Derways с правительством Москвы по покупке юридического лица «ЗАО «Группа «Химэкс» (входит в структуры «Мосавтозил» — собственность правительства Москвы). Компании «Группа «Химэкс» в 2005 году Минэкономразвития выдало разрешение на промышленную сборку. Однако воспользоваться им не смог ни первый собственник юрлица, ни «Мосавтозил», и соглашение перешло в статус «спящего».
Комментарии