ЕС готовится включить в свой так называемый серый список налоговых гаваней Россию — об этом пишет издание EU Observer со ссылкой на проект новой версии списка. Помимо России, в список попадут Бермудские острова, Британские Виргинские острова и Израиль. Список расширится с 15 до 25 юрисдикций, это произойдет 24 февраля, после того как документ будет одобрен на уровне министров ЕС, сообщили изданию в Европейском совете.
Сейчас в серый список ЕС входят Ангилья, Барбадос, Ботсвана, Коста-Рика, Доминика, Гонконг, Ямайка, Иордания, Малайзия, Северная Македония, Катар, Сейшелы, Таиланд, Турция и Уругвай. Предполагается, что государства, которые попали в этот список, в той или иной степени не соответствуют международным требованиям по налоговому законодательству. Помимо серого, есть еще и черный список государств, «не сотрудничающих с ЕС по вопросам налогов», — туда сейчас входят Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Палау, Панама, Самоа, Тринидад и Тобаго, Американские Виргинские острова и Вануату. ЕС называет список инструментом для борьбы с мошенничеством, уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег. В нем перечислены «страны, не входящие в ЕС, которые поощряют налоговые злоупотребления». Государства-фигуранты подвергаются в этом случае более строгому контролю.
Состав списков пересматривается дважды в год, причем страны могут как покидать их, так и «мигрировать» из одного в другой по мере улучшения или ухудшения своего налогового законодательства.
Вероятная причина включения России в серый список — существование в стране специальных административных районов (острова Русский и Октябрьский в Приморье и Калининграде), говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Возможные последствия попадания в такой список — усиление мер по контролю за финансовыми операциями с резидентами России (физлица и компании, в частности, могут заметить, что переводы стали выполняться медленнее, а проверки со стороны финансовых институтов — дольше), предполагает он.
Пока шаг скорее показательный — для того чтобы страна отменила часть мер, которые противоречат международным стандартам (как правило, речь идет о стандартах Организации экономического сотрудничества и развития), продолжает эксперт. «Если из серого списка страна переходит в черный — тогда возможны меры более серьезного характера», — добавляет Захаров. Есть вероятность, что повод для включения России в список — режим специальных административных районов, доступный только для переходящих в него иностранных компаний, согласна партнер EY Марина Белякова.
Специальные административные районы — САРы — появились в России в 2018 году после того, как США применили санкции к нескольким российским компаниям и их собственникам. Они позволяют сменить корпоративную прописку — провести полную миграцию иностранных компаний в Россию и получить налоговые льготы. Основные льготы режима: 0% на полученные дивиденды при доле в капитале от 15%, 5% на перевод дивидендов за рубеж для ПАО, нулевая ставка на доходы от продажи акций или долей в компаниях (при доле в капитале от 15% и сроке владения более года), доходы российских бенефициаров международных холдинговых компаний (МХК, один из организационно-правовых режимов в САРах) в виде прибыли компании не облагаются налогом, доходы МХК от «дочек» за рубежом также не облагаются налогом.
Минфин еще в прошлом году сообщал, что ведет с ЕС переговоры, чтобы не допустить признания САРов «вредоносными» налоговыми режимами. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что САР нужно «донастроить» так, чтобы он соответствовал «критериям так называемых справедливых налоговых практик». Чтобы снять претензии ЕС, у зарегистрированных в «русских офшорах» компаний должно быть реальное присутствие (офисы и сотрудники), а особый налоговый режим должен быть доступен не только иностранным компаниям, которые решили сменить прописку, но и российским.
Включение в серый список, как правило, не имеет немедленных негативных последствий, это скорее индикатив беспокойства стран ЕС по поводу исполнения взятых на себя ранее обязательств по информационной прозрачности, отсутствию вредоносной налоговой конкуренции, в определение которых часто попадают недоступные обычным резидентам налоговые режимы, говорит партнер по международному налогообложению компании «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Обычно ЕС предоставляет рекомендуемый срок в один год для устранения негативных факторов, но если они не устраняются, теоретически может встать вопрос и о внесении в черный список, когда включаются уже и повышенные налоговые ставки, и более жесткие процедуры контроля платежей, объясняет эксперт.
В текущей версии серого списка находятся такие страны, как Катар, Гонконг, Малайзия, Северная Македония. Само по себе нахождение в нем не катастрофа, скорее сигнал несоответствия одному из критериев прозрачных и соответствующих стандартам ЕС налоговых режимов, заключает Вахитов.
Комментарии