Ровно месяц назад, 29 мая, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Этого события ждали давно и преподносили, с одной стороны, как большой успех российско-вьетнамских отношений и, с другой стороны, как не меньший успех всего мегапроекта евразийской интеграции. Однако с самого начала этого процесса у экспертного сообщества возникало немало вопросов. Теперь, когда договор, наконец, подписан, можно попробовать разобраться в документе и понять, что в итоге получилось. Сделать это постарался эксперт Российского совета по международным делам (РСМД).
Почему это важно?
Для ЕАЭС это первое соглашение о зоне свободной торговли с третьим государством. В ходе переговоров о ЗСТ отрабатывались многие практики, к которым российские эксперты и чиновники еще не привыкли и поупражняться в которых им не удавалось со времен переговоров по ВТО. В отличие от «евразийской» стороны, для Вьетнама ценность соглашения как раз в том, что оно далеко не первое. Сегодня страна имеет зоны свободной торговли с Китаем, Японией, Южной Кореей, АСЕАН и рассчитывает в этом году выйти на подписание соглашения с Евросоюзом, а в будущем, возможно, войдет в состав «торгового соглашения XXI века» — Транстихоокеанского партнерства. Так что Ханой, подписывая этот документ, делает новый шаг в направлении интеграции в мировую экономику, которую правительство считает важнейшим элементом политики «обновления».
Почему Вьетнам?
Пожалуй, самым точным ответом на этот вопрос было бы «так получилось». Идея подключить Вьетнам к евразийскому интеграционному пространству с помощью соглашения о ЗСТ витала в воздухе еще с 2009 года. Первоначально на такую форму сотрудничества претендовала и Новая Зеландия, но возникли серьезные разногласия по сельскому хозяйству, а затем, когда разразился украинский кризис и отношения России и Запада стали ухудшаться, переговоры были заморожены.
Один из представителей политического сообщества так охарактеризовал причины выбора Вьетнама в качестве партнера по ЗСТ: «Не слишком много рисков, много политики, и есть какой-то экономический интерес». То есть объемы торговли стран ЕАЭС с Вьетнамом недостаточно велики, чтобы повредить отечественному производителю, но при этом в Москве считают Ханой достаточно важным партнером на международной арене, чтобы «поощрить» его высоким статусом первого контрагента Союза по Соглашению о свободной торговле (ССТ).
Чего удалось добиться?
В Соглашении более 1300 страниц и больше тысячи из них — это таблицы, где указано, на какие товарные позиции и в какие сроки будут установлены какие тарифы. Обозначим наиболее важные позиции:
1.Как только документ вступит в силу, таможенные пошлины будут обнулены по 60 процентам товарных позиций, по которым стороны ведут торговлю. Через 10 лет, после окончания всех переходных периодов, под сокращение или обнуление попадут почти 90 процентов наименований. Важно понимать, что речь идет именно о «строчках», и их большое количество вовсе не означает значительных объемов торговли, а, скорее, даже наоборот, по большинству из этих наименований товарообмен в денежном выражении совсем небольшой.
2.К отдельным видам товаров, которые экспортирует Вьетнам в ЕАЭС и по которым Соглашение подразумевает существенное снижение или обнуление таможенных пошлин, можно отнести тропически фрукты, орехи и овощи, а также спортивную одежду (но далеко не весь текстиль). Наиболее полезным для экспортеров из ЕАЭС станет мгновенное обнуление пошлин на молочную продукцию, мелассу (патока, используемая в кормах), семена льна, калийные удобрения. С переходными периодами в 10-12 лет будут обнулены пошлины на ввоз во Вьетнам бензина, изолированных проводов, легковых и грузовых автомобилей.
3.Условия соглашения подразумевают либерализацию торговли по правилам ВТО-плюс, что особенно актуально для Беларуси, которая еще не вступила в ВТО, и Казахстана, который станет членом организации только в декабре 2015-го.
4.По условиям договора, будет создана система обмена таможенной информацией, данными об изменении торговых барьеров и система электронного документооборота. Кроме того, ряд договоренностей направлен на трансграничную защиту прав интеллектуальной собственности. Например, гармонизированы стандарты Вьетнама и ЕАЭС по защите наименований мест происхождения товаров: можно быть спокойными за защищенность тульских пряников от копирования и продажи во Вьетнаме.
5.В Соглашение также включены положения о торговле услугами и об инвестициях, однако эта часть документа распространяется только на Россию и Вьетнам. По сути, по торговле услугами и инвестициям стороны обязуются применять друг для друга режим, не менее благоприятный, чем для третьих стран, за исключением тех случаев, когда иное гарантируется форматами экономической интеграции.
Что осталось за рамками соглашения?
Большое количество направлений экономического сотрудничества осталось не охваченным либерализацией. Отметим самые важные позиции:
1.В списки исключений попали довольно обширные группы товаров. Евразийский союз защитил мясо, молоко, сахар, трубы, машины, а Вьетнам — отдельные виды мяса, птицы, соль, изделия из драгоценных металлов.
2.По некоторым товарным группам были применены более изящные виды торговой защиты. Так, Россия смогла защитить своих производителей риса, введя триггерные значения по импорту вьетнамского риса, после которых вводятся стандартные пошлины. Заявленные объемы допустимого ввоза — это примерно одна судовая партия, так что мера носит фактически запретительный характер.
3.В тех случаях, где применяется отсрочка на несколько лет, местные производители вполне успеют подготовиться к изменениям. Например, бурно развивающаяся сталелитейная промышленность Вьетнама за 10 лет, которые у нее есть до прихода российских компаний, может заметно нарастить производство и улучшить качество выпускаемой продукции.
4.Соглашение вообще не коснулось санитарных и фитосанитарных (СФС) мер защиты — одного из основных инструментов нетарифного регулирования. Поэтому хотя на вьетнамские морепродукты сняты ввозные пошлины, вряд ли российский импорт сильно вырастет, потому как именно лицензирование и СФС-меры были основным препятствием для расширения деятельности вьетнамских экспортеров в России.
5.Положения, которые касаются перемещений физических лиц, фактически никак не затронули проблемы трудовой миграции — один из наиболее важных для Вьетнама пунктов экономического сотрудничества с Россией. Соглашение не подразумевает никаких изменений в визовых режимах и изменений квот на иностранную рабочую силу.
Насколько значителен будет экономический эффект?
В пояснительных документах в очередной раз говорится о намерении сторон довести «через несколько лет» товарооборот до 8-10 миллиардов долларов. Необходимо отметить, что даже восемь миллиардов — это фактически удвоение нынешнего показателя торговли Вьетнама и ЕАЭС. При этом экономию на пошлинах для экспортеров ЕАЭС ЕЭК оценивает в 40 миллионов долларов в первый год функционирования соглашения, а после истечения переходного периода экономия достигнет 60 миллионов долларов ежегодно. Вьетнамские же производители будут экономить до 10 миллионов долларов в год. Самые значительные статьи торговли, конечно же, не попали под снижение или обнуление пошлин или же были защищены иными мерами.
Более половины вьетнамского экспорта в Россию сегодня — это смартфоны и компьютерная техника. Данные товары и раньше поставлялись беспошлинно, так что заметного прироста здесь ожидать не приходится. Одна из самых перспективных отраслей экспорта — текстильная продукция — попала под снижение далеко не полностью. Наконец, сокращения нетарифных барьеров для вьетнамских морепродуктов так и не произошло. Можно рассчитывать на то, что беспошлинный экспорт во Вьетнам бензина и других нефтепродуктов по мере развития российских перерабатывающих мощностей сможет дать определенный результат, особенно учитывая растущие потребности вьетнамской экономики в топливе и энергии. Аналогичным образом Россия может рассчитывать на более выгодные условия поставок энергетического оборудования во Вьетнам.
Что дальше?
Соглашение еще не вступило в силу — это произойдет, когда все подписанты произведут необходимые процедуры ратификации. Согласно оптимистичному сценарию, это должно случиться в 2016 году. 1 января каждого последующего года будут вступать в силу отдельные тарифы в соответствии с установленным графиком — процесс завершится в 2025-м. Средний уровень тарифов для товаров, экспортируемых ЕАЭС во Вьетнам упадет с 10 процентов до одного процента, для обратных товаропотоков — с 9,7 процента до двух процентов.
Итог:
Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС — Вьетнам получилось именно таким, каким эксперты и ожидали его увидеть. Стороны пошли по самому безопасному пути, обойдя почти все острые моменты во взаимной торговле. Документ не стал прорывным, хотя, наверное, и не должен был стать таковым с точки зрения российско-вьетнамской торговли. Ценность этого соглашения состоит в репутационной выгоде для Вьетнама, подтвердившего свою значимость как азиатского партнера России, а также в отработке переговорных практик и механизмов реализации подобных соглашений для ЕАЭС. Можно надеяться, что это лишь первый шаг по подключению Вьетнама к процессам евразийском интеграции, которым еще только предстоит наполниться реальным содержанием.
Комментарии