Одним из последствий полного контроля за криптовалютами может стать замедление развития технологии блокчейн и связанного с ней большого рынка стартапов. Об этом заявил «Известиям» директор по развитию информационных технологий Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Сергей Щербинин. Указанная технология потенциально может быть использована для создания финансовой и учетной инфраструктуры нового поколения, а замедление ее развития через разного рода ограничения может привести к отсрочке появления такой инфраструктуры. При этом, по словам представителя УБРиР, очевидно, что контроль за криптовалютами для государства нужен в первую очередь потому, что он усложняет их использование на черном рынке для продажи наркотиков, оружия и прочих запрещенных к обороту товаров.
— Данные действия также являются одной из принимаемых мер по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма, а также по защите интересов граждан от возможных потерь, вызванных существенными колебаниями курсов криптовалют, — говорит советник президента Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Рябов. — В последнее время ужесточение в ряде стран требований к операторам криптовалютных платформ, в том числе в части обязательной идентификации клиентов, вызвано желанием поддержать собственную цифровую валюту, которая по некоторым характеристикам (к примеру, по скорости и дешевизне переводов) будет похожа на криптовалюту.
Национальной технологической инициативы (НТИ) Игорь Бедеров, у правительства РФ уже имеется план взятия под контроль транзакции криптовалюты и обеспечения возможности идентификации ее владельцев. Данный процесс сулит значительные дивиденды в виде налогов, налагаемых на оборот криптовалюты. Произойти это может уже в 2025 году в связи с окончанием этапа цифровизации государственных органов, запланированного на период с 2021 по 2023 год, сообщил эксперт НТИ.
По его словам, обеспечено это может быть несколькими путями. Во-первых, посредством создания или закупки полноценного информационно-аналитического решения, позволяющего идентифицировать пользователей криптовалютных кошельков по их электронно-цифровым следам. Во-вторых, путем использования в качестве источника информации о владельцах криптовалюты отечественных кредитных учреждений.
— Уж они точно знают, когда и кто переводил деньги на счет иностранного криптообменника или биржи, — поясняет Игорь Бедеров. — Останется только официально обязать выявленных лиц декларировать криптовалюту по почте или через портал «Госуслуги». А тех, кто проигнорирует требование ФНС, будет идентифицировать созданный сервис, сопоставляя персональные данные покупателей криптовалюты с фактическим появлением схожей суммы на одном из криптокошельков в блокчейне.
В Минфине, Росфинмониторинге и ЦБ РФ на момент выхода статьи не смогли прокомментировать информацию о дальнейших планах РФ по усилению контроля за криптовалютами.
На сегодняшний день в России Росфинмониторингом уже создан сервис «Прозрачный блокчейн» предназначенный для отслеживания транзакций биткоина. При этом идентифицировать в массовом порядке пользователей криптокошельков данный сервис пока не может. Кроме того, присутствуют на нашем рынке и обладают большим функционалом АРМ (автоматизированные рабочие места специалиста по расследованию информационно-телекоммуникационных технологий). Данный сервис, как известно, использовался в ряде резонансных расследований по запросам правоохранительных органов и показал свою эффективность в части идентификации владельцев криптокошельков. Кроме того, с 1 января 2021 года вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместо термина криптовалюта, данным законом введено понятие цифровой валюты.
— В России достаточно новое регулирование оборота криптовалюты, — говорит заместитель завкафедрой интеллектуальных прав Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и руководитель проекта ОНФ «Правовое просвещение граждан» Елена Гринь. — Однако это регулирование, по сути, сводится к запрету использования ее в качестве средства платежа и необходимости уведомления налоговых органов о факте обладания данной валютой. Вместе с тем ряд зарубежных стран ограниченно признают криптовалюту в качестве объекта оборота. Возможно, в будущем и нашему законодателю следует определить перечень сфер, где оборот криптовалюты был бы легален.
Комментарии