Собственные доходы консолидированных бюджетов субъектов (то есть «очищенные» от поддержки из федеральной казны) за три квартала 2020 года снизились на 5% (на 408 млрд рублей) и достигли 7,5 трлн рублей, подсчитали в АКРА на основе данных Казначейства и ФНС. А вот федеральные налоги и сборы, следует из отчета аналитиков агентства, сократились более существенно: поступления в центр из регионов упали на 15%, или на 1,4 трлн рублей.
Сильнее всего просели платежи за пользование природными ресурсами — на 35%, или 1,7 трлн рублей. Поступления по НДС снизились не так значительно (–4%), а остальные виды переводов — например, налог на прибыль и акцизы — наоборот, возросли.При этом в кризисный период центр ощутимо нарастил поддержку региональных бюджетов: сумма помощи увеличилась на 57%, или на 0,9 трлн рублей и достигла 2,4 трлн рублей. Однако несмотря на столь резкое увеличение объемов поддержки, почти половина субъектов по-прежнему отдавала в федеральный бюджет больше, чем получала, отметили в АКРА.
Главными спонсорами государственной казны по-прежнему остались крупнейшие нефтедобывающие субъекты, хотя суммы генерируемых на их территориях налогов сильно уменьшились.
Например, поступления в центр из ХМАО сократились на 36%, а ЯНАО — на 29%, но оба субъекта остались лидерами в списке так называемых регионов-доноров (первое и третье места соответственно). С января по сентябрь эти субъекты перечислили в казну 1,5 и 0,7 трлн рублей соответственно.
Регионы-доноры с более диверсифицированной структурой налоговых поступлений даже в этих сложных условиях показали незначительный рост отчислений в федеральный бюджет за три квартала, уточнил аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. В Москве рост составил 42 млрд (+4%), в Санкт-Петербурге 125 млрд (+24%), в Московской области 5 млрд рублей (+2%). Впрочем, в отличие от ХМАО и ЯНАО, эти три субъекта закончили девять месяцев с дефицитом.
Впрочем, в бюджетном кодексе такой термин не зафиксирован.
— Регион-донор — очень условное понятие, — говорила ранее директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина.
По ее словам, традиционно так называют субъекты, которые не получают дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, хотя, в сущности, это мало что говорит об уровне экономики субъектов.
Есть и другой подход к тому, какие регионы можно считать донорами, добавляла Лариса Ерошкина. В частности, ими могут считаться субъекты, которые платят в федеральный бюджет больше, чем получают из него. При такой интерпретации количество регионов-доноров будет значительно выше, уточняла представитель министерства.На запрос ответили в Московской, Ленинградской, Калужской, Тульской, Вологодской, Нижегородской, Орловской, Магаданской и Самарской областях, а также в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском АО, Забайкальском крае и в республике Марий Эл. В целом во всех субъектах заверили, что их бюджеты сбалансированы, а уровень долговой устойчивости остается стабильным.Впрочем, в Московской, Ленинградской, Калужской и Тульской областях отметили, что несмотря на сравнительно небольшую зависимость их бюджетов от центра, в условиях экономического спада поддержка федерации, в том числе в форме либерализации требований к заимствованиям, критически важна.
В Самарской области добавили, что хотя регион и является донором, в этом году он получил беспрецедентную финансовую помощь в 66,7 млрд рублей — что в 2,5 раза выше, чем в 2019-м.
В нефтедобывающих ХМАО и ЯНАО заявили, что практически не получают денег из федерального бюджета, но в целом в них пока и не нуждаются.
В Нижегородской, Вологодской областях, Забайкальском крае и республике Марий Эл отметили, что снижение доходов, хотя и оказалось существенным, в целом было компенсировано ростом поддержки из центра.
Комментарии