Чем неопределеннее обстановка с ожидаемой «второй волной» коронавируса и возможными мерами поддержки, тем выше интерес к тому, что же все-таки произойдет в ближайшем будущем. В принципе этот интерес должны удовлетворять прогнозы. Вот только официальные российские прогнозы строятся так: дано — получим, а вовсе не по принципу вероятностной оценки ряда возможных изменений и, соответственно, предложений по оптимальной реакции в том или ином случае. Эти прогнозы не предсказывают будущее, а, постоянно и привычно запаздывая, следуют за событиями. Тогда на что же ориентироваться?Пышущего надежностью ответа на поставленный вопрос нет. Но и повышенного спроса на осьминогов не наблюдается. Напомним, 20 января 2011 года в немецком океанариуме в Оберхаузене был открыт памятник осьминогу Паулю, прославившемуся «предсказаниями» итогов матчей чемпионата мира по футболу 2010 года. Но если и осьминоги не помогут, кто же или что же тогда?
На роль предсказателя стоит попробовать сам рынок. А точнее, то, как разворачиваются на нем события, в первую очередь те, что вызывают вопросы. Для теста на соответствие IQ рынка IQ осьминога возьмем один день. Пусть им будет 5 октября. Какие события этого дня вызывают вопросы, ответы на которые могут стать составными частями самого трудного — краткосрочного прогноза?
Информация к размышлению складывается следующим образом. Во-первых, стало известно, что Минфин в четвертом квартале 2020 года собирается резко — в 2 раза — увеличить объем заимствований на внутреннем рынке. В третьем он составлял 1 трлн рублей, в четвертом должен составить 2 трлн. Минфин готовится резко увеличить расходы. А что стоит за этими планами? Отвечает старший экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова: «Складывается впечатление, что многое будет зависеть от решения правительства повторно ввести карантинные меры. В этом случае курс на дополнительные расходы и дополнительные заимствования может с легкостью стать базовым сценарием». Прогноз, таким образом, в том, что правительство, сформулируем мягко, не исключает повторного закрытия экономики.
Во-вторых, компания Ozon объявила, что готовит IPO на американском рынке. Соответствующая заявка подана в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Вопрос: почему это сделано именно сейчас? Ведь еще недавно в АФК «Система» (владеет примерно 47% акций Ozon) заявляли, что IPO состоится не раньше, чем бизнес компании станет безубыточным. Ожидается, что это произойдет в 2023 году. Что стоит за смещением сроков?
Можно вникать в тонкости конкуренции Ozon с компанией «Яндекс.Маркет» (хотя и эта компания собирается выйти на уровень безубыточности в 2023 году) и в маршруты поиска путей оптимального привлечения инвестиций. Но самым убедительным является ответ, понятный и без углубленных знаний бизнес-технологий: в Ozon считают, что дальше будет хуже. Для всех, кроме тех, кто, как Ozon, специализируется на торговле онлайн. Ozon стремится первым поймать в свои паруса ветер, гонящий «вторую волну» коронавируса.
В-третьих, ведущий аналитик ИК QBF Олег Богданов 5 октября отметил, что именно в этот день слабость рубля выглядела «как-то странно». Его насторожило, что рубль продолжал худеть, хотя это происходило «на очень благоприятном фоне». Индексы в Европе росли, валюты стран с развивающейся экономикой — тоже. Да что там Европа и развивающиеся рынки — цены на нефть подскочили на 3,5%, выросли в цене российские ОФЗ. Мало того, именно 5 октября было объявлено, что в связи с тем, что среднемесячная за предыдущий период цена нефти оказалась ниже цены отсечения по бюджетному правилу, Минфин увеличивает продажи валюты в октябре-ноябре в 2,3 раза. А рубль все равно худел. Почему?
Ответ Богданова: опыт подсказывает, подобная странность означает одно — негативные новости (скорее всего, геополитические) обязательно придут. Причем скоро.
Итог: предсказания рынка достаточно недвусмысленны. Они, конечно, могут не сбыться или измениться буквально в любой день. Но это значит, что следить за ними стоит постоянно. В любом случае они убедительнее предсказаний осьминога Пауля. Прислушаться стоит.
Комментарии