Минэнерго официально ответило отказом Независимому топливному союзу (НТС) на предложение изменить правила ценообразования на бензин в стране, в том числе приостановить механизм демпфирующей надбавки нефтеперерабатывающим компаниям. Тем самым власти искусственно не позволяют ценам на бензин в России снижаться, считают в НТС, даже когда в мире резко подешевела нефть. У правительства своя логика: демпфер не позволяет не только резко падать, но и резко взлетать ценам на АЗС, что не раз наблюдалось в недавнем прошлом и провоцировало громкие скандалы в экономике, гасить которые зачастую приходилось лично главе государства.Независимый топливный союз, объединяющий сети автозаправочных станций, не входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании, направил в Министерство энергетики письмо с предложением либерализовать порядок ценообразования на бензин и привести его к рыночным стандартам.
В частности, в документе говорилось о нецелесообразности приостановки до конца года действия демпфера. Он позволяет правительству косвенно влиять на цены горючего на АЗС: нефтяники платят в бюджет часть прибыли, если оптовые цены на бензин и дизель в стране превышают среднюю экспортную цену. В обратной ситуации им доплачивают разницу из бюджета, чтобы избежать резкого наращивания экспорта. Демпфер позволяет не повышать цены внутри страны, когда они растут за рубежом. Но также не дает им снижаться, даже если во всем мире стоимость топлива идет вниз.
Демпфер — это налоговый вычет, который стимулирует нефтяников продавать бензин на внутреннем рынке, а не гнать на экспорт. Механизм начал действовать в 2019 году, когда цены на нефть были высокими и на экспорт торговать было выгодно. Разницу между экспортной и внутренней ценой компенсировало правительство. В прошлом году, по данным Минфина, для поддержания стабильных цен на топливо нефтяники получили около 300 млрд рублей, говорится в письме Минэнерго.
Но есть и другая сторона демпфера, совсем невыгодная нефтяникам: когда цены на нефть низкие, разницу бюджету перечисляют они. Так происходит сейчас. Повышая цены на оптовом рынке, нефтяники пытаются хоть немного компенсировать свои потери. Кроме выплат по демпферу нефтяники должны перечислять в бюджет большой объем налогов: на добычу полезных ископаемых, на прибыль, акцизы. В конечном счете налоговое бремя перекладывается на потребителя.
«Из-за налоговой нагрузки на нефтянку образуются ценовые тиски: розничная цена не подчиняется рыночным правилам, оптовая цена обложена налогами. Постоянное сдерживание цен несет вред топливной инфраструктуре, — утверждает глава НТС Павел Баженов. — Демпфер не дает оптовым ценам снизиться и убивает надежду на снижение цен в рознице. Страдают нефтяная отрасль, бизнес, потребители. Единственный выгодополучатель — бюджет. Если бы не демпфирующий механизм, топливные цены снижались бы вслед за мировыми ценами на нефть. Думаю, мы бы увидели удешевление бензина на 3 рубля за литр».
Однако позиция властей, и в частности Минэнерго, остается прежней: демпфер будет сохранен в нынешнем виде как минимум до конца текущего года, что позволит обеспечить дополнительные доходы бюджета и профинансировать социальные программы. Об этом говорится и в ответе Минэнерго.
Отметим, что за последние недели на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже было установлено сразу несколько ценовых рекордов на бензин Аи-95. Последний на данный момент датируется 3 июля, когда стоимость тонны топлива достигла 59,6 тысячи рублей.
Резкий рост биржевых цен на бензин в середине мая и в июне эксперты объясняют тем, что во время самоизоляции нефтяники приостановили мощности своих производств, а со снятием ограничений не успели их восстановить. «В апреле и мае, на фоне введения режима самоизоляции, сильно упал трафик автотранспорта — до 70–80% в отдельных регионах. Соответственно, НПЗ сократили выпуск продукции, примерно на 20% в годовом выражении. Также традиционно в этот период НПЗ встают на плановые ремонты, — объясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — А с июня, когда режим самоизоляции начали постепенно снимать, спрос на топливо резко вырос, к чему производители оказались не готовы. Биржа отреагировала на дефицит топлива ростом цены на оптовые поставки».
По словам аналитика, по мере наращивания объемов производства и применения демпфера стоимость топлива на бирже будет снижаться. А вот в рознице рост цен на бензин практически неизбежен, полагает эксперт. Собственно, он уже начался — хотя пока и очень небольшой: на 8–10 копеек за литр в неделю.
Комментарии