Правительство РФ даст отрицательный отзыв на законопроект, который предполагает заморозку обслуживания российского долга перед «странами-агрессорами», то есть Евросоюзом и США. По словам источника, недопустимо, чтобы Россия перестала платить по долгам, как, например, это делает Украина (внешний долг — $32,8 млрд). Украина не погасила перед Россией долг за поставки газа в размере $2,5 млрд, и подобная политика не только вызывает негативную реакцию со стороны, это не соответствует общемировой практике делового оборота, констатирует собеседник. Такую позицию «Известиям» подтвердили в Министерстве финансов.
— Законопроект, фактически предполагающий введение моратория на выплаты по долговым обязательствам России в иностранной валюте, будет иметь крайне негативные последствия не только для РФ и компаний-заемщиков, но и для всей национальной экономики, — сказал официальный представитель ведомства. — Прекращение обслуживания и погашения долговых обязательств РФ и российских юридических лиц приведет к усилению оттока капитала и утрате доверия к России со стороны международного инвестиционного сообщества. При этом произойдет значительное увеличение стоимости заимствований на внутреннем рынке капитала, а доступ на международный рынок окажется окончательно закрыт.
Законопроект о заморозке внешних долгов России перед ЕС и США, изменяющий Гражданский кодекс, был внесен в Госдуму 30 марта 2015 года группой депутатов — Евгением Федоровым, Антоном Романовым (оба представляют фракцию «Единая Россия»), Иваном Никитчуком и Олегом Денисенко из КПРФ. Согласно законопроекту, российским властям и компаниям следует возобновить выплату долгов перед ними только после того, как будут сняты санкции против РФ — изменения предложено внести в ч. 3 ст. 401 ГК, дополнив представленный в статье неисключительный список форс-мажорных обстоятельств санкциями со стороны других государств. Как пояснил «Известиям» Евгений Федоров, США и ЕС, введя санкции, искусственно создали в России обстоятельства непреодолимой силы — за 2014 год рубль девальвировал по отношению к доллару на 72%, к евро — на 52%, соответственно, на столько увеличилась сумма долгов российских компаний перед нерезидентами. Курс рубля к доллару и евро в 2014 году испытал самое мощное падение со времен дефолтного 1998 года.
Впрочем, с 13 января по 4 июня 2015 года рубль укрепился к доллару на 16%, к евро — на 21%. Курс ЦБ на четверг 4 июня: доллар — 53,06 рубля, евро — 59,11 рубля. Ситуация с госдолгом тоже пока далека от катастрофичной: по предварительным данным Центробанка, на 1 апреля 2015 года общий внешний долг России составляет $559,4 млрд — это минимальный показатель по меньшей мере за полтора года. Из этой суммы госдолг составляет $39,2 млрд, банковский — $154 млрд, ЦБ — $11,1 млрд, на прочие сектора приходится — $355 млрд. На 1 апреля 2014 года общий внешний долг РФ достигал $715,9 млрд, то есть за год показатель снизился на 28%. В том числе поэтому правовое управление Госдумы уже дало негативный отзыв на законопроект.
— Изменениями, вносимыми законопроектом депутатов, к обстоятельствам непреодолимой силы отнесены «введенные иностранным государством (объединением иностранных государств) в отношении РФ, граждан РФ и российских юридических лиц ограничительные меры (санкции)», — говорится в заключении управления, с которым ознакомились «Известия». — Данные положения нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку ГК РФ не устанавливает перечень обстоятельств непреодолимой силы, определяя лишь такие характеристики указанных обстоятельств, как «чрезвычайность» и «непредотвратимость». При этом законодатель исключил из таких обстоятельств нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Источник, близкий к Минэкономразвития, считает, что никаких экономических предпосылок преднамеренного дефолта — до конца года график платежей будет более мягким. По словам члена правления АКГ «Деловой профиль» Армена Даниеляна, последствия замораживания, равно как и последствия дефолта, хотя и смогут на некоторое время ослабить давление на рубль, но они имеют длительный неблагоприятный эффект для экономики страны: 17 августа 1998 года в РФ произошел дефолт по государственному долгу, тогда международные рейтинговые агентства снизили рейтинг России, что привело к существенному удорожанию внешних заимствований, к распродаже российских активов и бегству капитала. Ведущий эксперт Центра развития ВШЭ, бывший сотрудник ЦБ Дмитрий Мирошниченко заверил, что заморозка внешнего долга РФ — это самосанкция.
Партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев напомнил, что соглашения о внешних заимствованиях практически никогда не подчиняются российскому праву, поэтому положения ст. 401 ГК РФ, даже в измененном виде, просто неприменимы. По словам юриста, оговорка о форс-мажоре может быть использована только в случае фактической невозможности исполнить обязательство. Также проблематичным видится доказательство прямой причинно-следственной связи между введением санкций, с одной стороны, и неисполнением обязательства — с другой.
Некоторые эксперты считают, что заморозка возврата внешних долгов возможна.
— Так, например, поступали Малайзия и страны Юго-Восточной Азии в период экономических трудностей, решение принималось на уровне правительства, — рассуждает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. — То есть мы не станем первопроходцами в данном случае. Понятно, что у кредиторов это решение не вызовет восторга. Но их реакцию можно сгладить, если будут представлены весомые аргументы в пользу такого решения (проблемы с бюджетом, платежным балансом, санкции) и определен реальный срок возврата долгов.
По словам Давлетбаева, в 2008–2009 годах, во время мирового финансового кризиса, ряд компаний пытались использовать в европейских судах аргумент о кризисном форс-мажоре в качестве основания для неисполнения своих финансовых обязательств. К какому-либо известному юридическому успеху это не привело, но могло послужить средством переговорного давления на кредиторов для реструктуризации задолженности.
Комментарии