Эта неделя началась для рубля с тревожных событий. Аномальный, совершенно фантасмагорический обвал цен на мировом рынке нефти дополнился безрадостными сводками с фронтов борьбы с коронавирусом. Ну а в пятницу, 24 апреля, отечественную валюту ждет новое испытание на прочность: с очень высокой долей вероятности Центробанк снизит ключевую ставку минимум на пять процентных пункта, до 5,5%. Что теоретически ослабит рубль еще больше. В ситуации, когда на рынке отсутствуют какие-либо позитив, этот тройной (нефть, пандемия, ставка) удар способен подкосить его так, что никому мало не покажется.
Во вторник, 21 апреля, курс рубля усилил падение вслед за эталонной маркой Brent ($19,8 за баррель), в какой-то момент перевалив за отметки в 76,8 за доллар и 83 за евро. Ниже $20 цены на Brent опустились впервые с 26 февраля 2002 года. По словам финансового аналитика FxPro, Александра Купцикевича, рубль устал держаться на плаву: его топят обстоятельства непреодолимой силы. На фоне пандемии нефтяные котировки стали обваливаться на десятки процентов по всему рынку, а не только в отдельной группе контрактов на американскую нефть. И ведь не скажешь, что именно рубль отличается некой особой уязвимостью: из-за резкого спада экономической активности на планете в равной степени страдают все валюты.
Что касается вероятного снижения ставки ЦБ, то Купцикевич не видит в этом шаге серьезной угрозы для рубля. Рынки почти никак не реагируют на ослабление монетарной политики – об этом говорит свежий опыт других стран. На глобальную ситуацию с нефтью наш регулятор повлиять не может, а раз так, приоритетной задачей для него становится смягчение условий кредитования. Чем, похоже, он и намерен заниматься.
«Значимых предпосылок для укрепления рубля нет и пока не просматривается, — вторит коллеге заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Пандемия и режим самоизоляции в России, пагубно влияющий на экономику, никуда не исчезли. Более того, ограничения могут продлить на всю первую декаду мая. Нефтяные котировки с понедельника снова валятся, словно и не было никакого нового соглашения ОПЕК+».
По словам эксперта, неким условным драйвером для курса российской валюты стало бы новое снижение процентной ставки Федрезерва США, но крайне маловероятно, что ФРС на апрельском заседании на это пойдёт. Соответственно, до конца апреля доллар будет стоить 75-77 рублей, евро – 81-83 рубля. При этом, если цены на нефть продолжат падение, то к маю мы можем увидеть новые максимумы по курсу базовых иностранных валют: доллар на уровне 80 рублей, а евро — 89-90 рублей. В дальнейшем, если пандемия пойдет на спад и мировая экономика начнет восстанавливаться, нефть может вернуться к цифрам в $40-45 за баррель. Соответственно, окрепнет и рубль (68-70 за доллар, 76-79 за евро).
Цены на нефть сейчас настолько депрессивные, что рубль на их фоне выглядит переоцененным, считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. Впрочем, собеседник «МК» не исключает, что во второй половине года рынок углеводородов начнет восстанавливаться – при условии, если пандемия и карантинные меры уйдут. А пока рубль удерживает от обвала продажа Центробанком валюты в рамках бюджетного правила. Ожидаемое снижение регулятором ключевой ставки теоретически играет на ослабление рубля, и никакие интервенции не способны воспрепятствовать этому: в ближайшие недели курс может опуститься в район 80-85 за доллар.
Поскольку в России по-прежнему реализуется бюджетное правило, мы фактически живем при курсе рубля, соответствующем цене на отечественную марку нефти Urals – около $42,5 за баррель, отмечает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. В этой связи аналитик не видит почвы для какого-то экстраординарного ослабления рубля, как было в паническом 2015 году. Вот если бюджетное правило отменят, тогда, возможно, придется пересматривать прогнозы. А пока, в базовом и наиболее вероятном сценарии цены на нефть Brent будут в 2020 году находиться в диапазоне $30-45 за баррель. Доллар же к концу года уйдет ниже отметки в 75 рублей.
Комментарии