Как заявил министр энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиз бен Сальман, если западные страны собираются ввести предел цен на экспорт нефти, то его государство откажется от торговли с принявшими это условие покупателями. Пока стоимостной лимит на «черное золото» на ближневосточное королевство не распространяется (на российское сырье G7 установил ценовое ограничение в $60 за «бочку»). Тем не менее, как полагают опрошенные «МК» эксперты, Эр-Рияд дает понять Вашингтону, что делегирование нынешних энергетических претензий к России на другие добывающие державы рискует привести к самому грандиозному мировому экономическому кризису.
«Саудовская Аравия посылает сигнал о недопустимости жестких шагов со стороны потребителей в рамках NOPEC (американский законопроект, наделяющий Министерство юстиции США правом подать антимонопольный иск против ОПЕК за попытку контролировать добычу или влиять на цены на нефть), но и одновременно предполагает, что торговля российским «черным золотом» будет производиться. Другим экспортерам никто не запрещал смешивать сырье. Сама по себе перепродажа арабской нефти «с присутствием» российских ингредиентов не запрещена. Информация о таких схемах ранее просачивалась в отношении других стран. В целом мировой энергетический рынок сейчас не готов безоговорочно подстраиваться под запросы потребителей США и ЕС, что является следствием их сильной разбалансированности после введения жестких санкций в отношении России и давно происходящего ухудшения отношений США и ЕС с целым рядом ключевых поставщиков».
«Такое заявление со стороны одной из крупнейших добывающих стран в мире, в первую очередь, является предупреждением для США. Дело не в санкциях. Белый дом давно продвигает идею создания альянса покупателей (NOPEC) в противовес ОПЕК. США таким образом хотят начать регулировать мировые цены на нефть также, как сейчас на них влияет картель ОПЕК+. Саудовская Аравия видит, как далеко заходит западная санкционная политика в отношении России — неоднократно арабы говорили, что подобные действия способны разрушить глобальный рынок энергоресурсов. От чего, конечно, пострадают все: как покупатели, так и продавцы нефти. Это заявление — скорее политического толка, не имеющее под собой чисто экономическую основу. Но безусловно, что давление на рынок усиливается. Санкции, ограничения, использование разных «серых» схем в доставке и страховании грузов, рост стоимости перевозки и так далее — улучшают ситуацию, а только добавляет неопределенности».
«Жесткое заявление министра энергетики Саудовской Аравии Абдель Азиза бен Сальмана об отказе поставок в страны, которые поддержали бы введение потолка цен на нефть Эр-Рияда, содержит в себе сразу несколько причин и «месседжей» для коллективного Запада.
Во-первых, это превентивное обозначение позиции на случай, если в отношении Китая будут введены американские санкции, ограничивающие поставки Пекину энергоносителей. Во-вторых, столь жесткое заявление Саудовской Аравии является защитой политического статуса важнейшего игрока (Вашингтона — «МК») на Ближнем Востоке, который не должен спрашивать разрешения у коллективного Запада на использование выгод своего положения, например получение доходов от реэкспорта российской нефти и нефтепродуктов в Европу и другие регионы. Потенциальный доход Эр-Рияда от подобных сделок может составлять до $300-500 млн в год.
В-третьих, стоит обратить внимание на момент, в котором это жесткое заявление появилось. На рынке нефти в начале текущей недели произошло пробитие важного ценового уровня $77-79 за баррель Brent, который сдерживал нефтяные котировки от падения к $40-65.
Триггером для снижения цен на нефть на этой неделе стали вспыхнувшие на рынке страхи глобальной рецессии из-за крупных проблем в банковском секторе США и Европы. Поэтому время и жесткость заявления саудовского министра энергетики, могут свидетельствовать о попытки Эр-Рияда поддержать нефтяные котировки, вбросив столь серьезный инфоповод, как возможное повторение «нефтяного эмбарго» по примеру 1973 года, когда ОПЕК ввела эмбарго на поставки нефти в США, Великобританию, Японию, Канаду и Нидерланды. Котировки «черного золота» тогда за год выросли в 4 раза – с $3 до $12 за баррель. В последующем это стало одной из главных причин стагфляции, которую финансисты назвали потерянным десятилетием для мировой экономики.
Если Саудовская Аравия единолично введет эмбарго, а скорее всего к нему присоединится и весь ОПЕК, потому что следующими на очереди лимитирования цен после Эр-Риада станут именно участники организации, то мировую экономику из-за чудовищного всплеска котировок на энергоресурсы ждет еще одно потерянное десятилетие.
Правда, все не так страшно, как может представляться. Наступивший год вероятно станет кризисным для мировой экономики, но стоит обратить внимание, что во время последнего циклического кризиса в 2009 году добыча нефти и газа в России выросла на 1,2%. В купе с отличными результатами российской энергетики в жесточайших условиях 2022 года можно говорить о высокой адаптивности нашего добывающего сектора к кризисным событиям: как геополитического, так и макроэкономического характера. Возможно, что прогнозируемого Минэнерго сокращения добычи нефти в 2023 году на 500 тыс баррелей в сутки удастся избежать или как минимум существенно снизить. Только это не значит, что кризис совсем не затронет российскую «нефтянку»: этот удар будет сконцентрирован не на сокращении физических объемов добычи (прогноз на 2023 год 510-520 млн тонн — минус на 3-4%) и экспорта (прогноз на 2023 год 230-235 млн тонн — минус на 3,5-4,5%), а на сокращении его стоимостного выражения на 15-25% из-за более низкой средней цены на нефть, в сравнении с 2022 годом».
Комментарии